Увидев, что фильм «Невидимая жизнь Эвридики» получил какую-то премию на Каннском фестивале, учитываю мою нелюбовь к фестивальному кино из-за его иногда нарочитого эпатажа, смотреть его не было особого желания. Поэтому больше года фильм оставался в списке, так называемом «на будущее». Судьбу ускоренного просмотра решил случай. Суть этого случая рассказывать не буду, он к делу (рецензии) не имеет отношения. А дело в том, что бразильская кинолента вызвала неоднозначные чувства. Но всё-таки больше понравилась, чем нет. На фоне засилья спецэффектов, простая жизненная драма может стать почти что шедевром, при совпадении некоторых факторов. И «Невидимая жизнь Эвридики» хоть и не стал этим самым шедевром, но и не оказался обычным «фестивальным мусором», как его называют некоторые пользователи социальных сетей и кинематографических форумов.
От истории двух сестёр веет драматизмом, даже некоторым трагизмом, она преисполнена массой философских тем о человеческих ошибках, совершённых по неведению, глупости или со злым умыслом, продиктованных добрыми намерениями. Ведь не зря повторяют, что «благими намерениями устлана дорога в ад». И этот «ад» будет ждать тебя не после окончания смертного бытия, а уже при жизни, сжигая тебя живьём изнутри за так называемую «ложь во спасение, благо» или плохие, несправедливые поступки по отношению к ближнему. Все мы люди, и нам свойственно ошибаться, но каждое наше действие несёт за собой последствия. Они могут показаться несправедливыми, но пенять за них мы можем только на себя.
Судьба Эвридики и Гиды Гусман развела их морально, ещё до того, как это произошло фактически, в реальном мире. Сёстры были слишком разными духовно. Возможно, в этом виновата жестокосердность отца или скромность матери, которая была, со слов одной из дочерей, лишь «бледной тенью» деспотичного мужа. Именно эта разница показана в самом начале фильма. Эвридика не успевает за Гидой как буквально, так и метафорически. Эвридика – музыкант, художник в душе, пытающаяся добиться определённого мастерства в игре на фортепиано и признания своего таланта. Гида склонна к более «низменному» понятию счастья. Она жаждет свободы. Её видение любви к потенциальному жениху основано, в большинстве своём, на физической близости и ощущениях. Обжёгшись «на молоке», девушка всё ещё не может осознать собственных ошибок. И абсолютная холодность отца, даже в нынешнем её положении, вводит Гиду в ступор. А далее она чуть не совершает поступок, который стоил бы ей так дорого, что она расплачивалась за него всю жизнь, но безрезультатно.
Эвридика, хоть и потеряла в лице сестры самого близкого человека, не изменила своей мечте. Явное потакание желаниям отца не повлияло на её творческую натуру. Но ради своей цели ей приходиться буквально преодолеть собственную природу. К счастью, не во вред другим. И даже несмотря на деспотичный характер супруга, мало отличающийся от закостенелого консерватизма отца.
Жизнь Гиды была драматичнее сестринской, но из-за того каждый удачный миг должен был казаться ей более ярким. Потеряв связь со своей настоящей семьёй, она вливается в другую, хоть и небольшую, но любящую, несмотря на всё недостатки Гиды и прошлые неверные решения. Но всё же она ни на секунду не забывает об Эвридике. И отдала бы многое за возможность встретиться с сестрой, ощутить её поддержку и любовь. С помощью эпистолярного жанра она пытается не только помириться с родителями, но и «пробиться сквозь расстояние и время», дабы вернуть старые добрые отношения с сестрой. Зритель хоть и видит, что воссоединение может быть проще пареной репы, но не все смогут понять боль обеих сестёр от потери близкого человека.
История в фильме идёт скачкообразно. И с каждым разом хронологическое «расстояние» этих скачков увеличивается. Запутаться до конца в повествовании не удастся, но понять сразу, что происходит на экране и где, кто и когда, может не получиться.
Обилие откровенных сцен, как ни странно, считаю основным минусом фильма. Я, конечно, не против женской анатомии (в отличие от мужской). И даже понимаю принцип, прошу прощения на слове, введения этой самой анатомии в сюжет, цель – показать неопытность девушки в первую брачную ночь или прочие моменты непреодолимой силы. Но вот их количество для жанровой мелодрамы без особого указания в описании считаю излишним.
Финал киноленты кажется немного недожатым в плане драматизма. Для фильма, в котором воссоединение родных стало краеугольным камнем сценария, последние 15 минут оказались слишком скомканными. Режиссёру будто не хватило каких-то 10 минут, чтобы развить драму до апогея.
По актёрской части к фильму нет претензий. Операторская работа играет красками даже в серых буднях бразильской глубинки. Музыкальное сопровождение особенно выделяется клавишными партиями, от которых невозможно оторваться. Экранизация одноимённого романа Марты Батальи получилась не пафосной, но добротной. Потраченные на просмотр два с лишним часа не считаю потерянными зря.
Кстати, специально после сеанса посмотрел полученные награды фильма. Оказывается, «Невидимая жизнь Эвридики» на кинофестивале в Каннах стал лауреатом программы «Особый взгляд». Так что всем «фестивальщикам» - приятного просмотра!