Ах, 2009 год, прекрасное было время. Фанаты Гарри Поттера бежали смотреть очередную часть киноэпопеи, напуганных неизбежно предрекаемым в 2012 году концом света привлек к экранам одноименный фильм-катастрофа, а Марвел только-только расправлял крылья своей киновселенной, готовясь к выпуску одного из первых ее кирпичиков - «Железного человека 2». Именно этот год ознаменовался триумфальным возвращениям на кинематографическую арену после достаточно длительного перерыва Джеймса Кэмерона со своим «Аватаром»; фильмом, который стал не только событием года и рекордсменом по всевозможным сборам, но и задал невероятно высокую планку в части визуальной составляющей. После неоднократного просмотра картины в кинотеатрах зрители замерли в ожидании объявления о съемках сиквела, который, по идее, не должен был заставить себя ждать. Однако ожидание затянулось — сначала Кэмерон заявил об отсутствии передовых технологий для съемок водных сцен, а затем в планы вмешалась пандемия. И вот после тринадцатилетнего перерыва триумфальное возвращение на Пандору все же состоялось.
Пожалуй, в части утверждения о необходимости графического апгрейда для съемок сиквела можно поверить режиссеру на слово; как, впрочем, и в то, что специалисты по визуалу получали свою зарплату не просто так. Без сомнения, вторая часть если и не превзошла в этом плане оригинал, то уж точно выступила не хуже. Помимо уже продемонстрированных ранее фантастических джунглей и парящих гор зрителям представили и совершенно новую локацию – архипелаг тысячи островов и океан Пандоры со всем его разнообразием. Джеймс Кэмерон однозначно сделал правильный выбор в пользу демонстрации подводного мира – это позволило выгодно выделить сиквел на фоне оригинала, отойти от самокопирования и привнести эффект новизны для зрителей. Кому-то дизайн флоры и фауны подводного мира может показаться не слишком изобретательным, однако это нисколько не преуменьшает красоты всего показанного на экране. К тому же схожесть, к примеру, пандоровских тулкунов с земными китами позволяет зрителю провести более четкие параллели и лучше понять основную идею, продвигаемую режиссером еще с первого фильма, - необходимость жить в гармонии с природой, а не относиться к ней потребительски, нещадно эксплуатируя ее ресурсы под угрозой гибели целых экосистем.
Однако если закрыть глаза на прекрасное визуальное зрелище и абстрагироваться от актуального и важного основного посыла всей серии, то можно обнаружить, что сюжет и персонажи сиквела, к сожалению, не дотягивают до столь же высокой планки. Откровенно говоря, они не дотягивают даже до планки «хорошо». В этот раз Кэмерон решил сделать историю более камерной, в большей мере сконцентрировавшись на проблемах одной семьи на фоне глобальных событий. Демонстрация повседневных семейных будней удается режиссеру значительно хуже игры «свой-чужой» и динамичного развития главного героя, которые присутствовали в первом фильме, темп повествования часто проседает, отдельные сцены намеренно затягиваются. К тому же сиквелу явно недостает масштаба, эпичности и значимости оригинала, однако это меньшая из его проблем. Куда больше разочаровывают многочисленные довольно дурацкие сюжетные ходы, конфликтующие со здравым смыслом и тем, что было показано в первом фильме, а также изобилие бестолкового и неоправданного фансервиса. Яркими примерами этого, как было несложно догадаться еще до премьеры, являются персонажи Стивена Лэнга и Сигурни Уивер и их сюжетные ветки, которые нещадно рушат логику фильма и придают нотки абсурдности происходящему.
К слову, неоднозначные сценарные решения не лучшим образом отражаются и на других персонажах, в первую очередь – на основных. Джейка Салли после такого продолжительного перерыва и вовсе как будто подменили – бравый морской пехотинец, бесстрашный Турук Макто в сиквеле в значительной степени подрастерял свой боевой запал, а взамен обрел склонность к достаточно сомнительным с точки зрения логики и характера персонажа действиям. Да и в целом он и его благоверная Нейтири в сиквеле отошли на второй план, уступив место главных героев своим (как родным, так и приемным) отпрыскам. Однако столь поспешная рокировка также не идет фильму на пользу – в ходе повествования персонажи, не появлявшиеся ранее, явно не раскрываются в достаточной мере, чтобы вызвать интерес и сопереживание у зрителя.
Если проводить аналогии, то «путь воды» сиквела, к большому сожалению, скорее напоминает проторенный путь конвейера Марвел. Фильм безусловно красив, подводные локации поражают воображение и радуют глаз; вот только за этой картинкой нет хорошей истории. Времена, когда графика полностью захватывала внимание зрителя, прикрывая огрехи сюжета, давно прошли; за годы, прошедшие между выпуском оригинала и сиквела, киноманы успели вдоволь насытиться достижениями и технологиями, которые позволили достичь визуала и графики такого высокого уровня. Вот только складывается ощущение, что Джеймс Кэмерон не понимает этого в полной мере; душой он все еще там, где-то на своей любимой Пандоре образца 2009 года. Остается открытым вопрос, сумеет ли он адаптироваться к новым реалиям и открыть для себя новые пути или же последующим фильмам серии уготована печальная участь страдать от стыда и быть бесполезными.