Возрадуйтесь, любители мрачного готического антуража и черного юмора, непревзойденный маэстро Тим Бертон вернулся с очередным проектом! И не с каким-нибудь посредственным ремейком диснеевского мультфильма (привет, «Дамбо»), а с сериалом для стримингового сервиса Netflix про известнейшую семейку Аддамс! Эти своеобразные персонажи были воплощены в комиксах еще в 1938 году американским художником Чарльзом Аддамсом, получили большое количество адаптаций в виде телесериалов, мультсериалов и полнометражных картин, но по-настоящему неотъемлемой частью поп-культуры они стали с выходом в 90-х годах дилогии Барри Зонненфельда. Именно благодаря неповторимым образам, созданным на экране Раулем Хулией, Анжеликой Хьюстон, Кристофером Ллойдом, Джимми Уоркмэном и, конечно же, Кристиной Риччи, эта странноватая и мрачноватая семейка отпечаталась в памяти и в сердцах зрителей на долгие годы. На этот раз создатели сериала во главе с Бертоном решили сосредоточить основное внимание на дочери Мортиши и Гомеса, Уэнсдэй Аддамс, и ее вынужденному (после весьма кровавого инцидента с ее участием в предыдущей школе) обучению в Академии «Невермор», являющейся пристанищем для несовершеннолетних вампиров, оборотней и прочих сверхъестественных существ; здесь же в свое время встретились и полюбили друг друга родители главной героини. С недавних пор в окрестностях школы начали происходить странные и пугающие события; Уэнсдэй придется провести собственное расследование, чтобы докопаться до правды и раскрыть многочисленные тайны «Невермора».
Первое, за что хочется сходу похвалить сериал, так это за готический антураж и мрачную (насколько это возможно для подросткового сериала от Нетфликс) атмосферу. Тиму Бертону в этом проекте очевидно дали гораздо больше творческой свободы чем в провальном «Дамбо», это заметно по общему стилю «Уэнсдэй», в котором угадываются другие характерные бертоновские работы, например, фильмы «Эдвард руки-ножницы» и «Дом странных детей мисс Перегрин»; так что в визуальном плане придраться в сериале почти не к чему. Единственное, что добавляет ложку дегтя в эту прекрасную бочку меда — графика, на которую Нетфликс откровенно зажал денег; CGI-модели (не буду пояснять, какие именно, ибо спойлеры; вы сразу поймете, когда их увидите) выглядят очень-очень плохо и вызывают скорее смех нежели испуг.
Также в положительном ключе стоит отметить общую незатянутость повествования в первом сезоне и отсутствие явных провисаний в сюжете. В первых же минутах первой серии создатели презентуют семью главных героев (увы, на экране долго они не задержатся, но не волнуйтесь, все еще впереди), хоть и не балуют какими-либо подробностями касательно данных персонажей («вы что, не знаете кто это такие? так зачем вы вообще смотрите этот сериал?»); а уже спустя десять минут хронометража зритель знакомится с обитателями академии. Однако в некой поспешности кроется один из немногочисленных недостатков первого сезона. Вымышленная вселенная раскрыта крайне поверхностно и куцо - масштаб событий ограничивается лишь школой, провинциальным городком Джерико с населением в 25 человек и лесным массивом между этими локациями, в то время как остальной мир остается где-то далеко. По итогу во время просмотра в голове то и дело возникают закономерные вопросы (например, известно ли «нормальным» людям о существовании сверхъестественных существ или же жители Джерико являются отдельно просвещенными, а если известно, то каким образом регулируются их взаимодействия). Вопросы, на которые первый сезон оказывается не в состоянии ответить, оставляя это на откуп самому зрителю (или, возможно, будущим сезонам?). Время от времени и вовсе складывается стойкое ощущение, что часть отснятого материала пришлось вырезать, уж очень поспешно события сменяют друг друга, да и финальная серия не обошлась без сюжетных дыр и недомолвок.
Персонажи (как обновленные версии членов семьи Аддамс, так и полностью оригинальные герои) вышли весьма удачными, пусть и за небольшими исключениями. Имя первого – Гомес Аддамс. Перед релизом первого сезона многие защищали выбранного на эту роль Луиса Гусмана, апеллируя тем, что он более всех своих предшественников походит на каноничное изображение Гомеса в комиксах; и пожалуй, это единственное его достоинство. Версии Гусмана не хватает харизмы и доброжелательного очарования, свойственного данному герою; все это актер пытается компенсировать какими-то нелепыми ужимками, которые делают из Гомеса просто криповатого латиноамериканского дядьку. Создатели очевидно хотели полностью переработать образ главы семейства Аддамс, сложившийся в результате предыдущих экранизаций, а заодно вернуться к комиксовым истокам. В этом контексте особенно иронично то, что неканоничный образ, созданный Раулем Хулией, оказался несравнимо лучше.
Второй персонаж, который способен изрядно подпортить вам просмотр сериала своими появлениями на экране и вызвать чувство бесконечного раздражения, — это Джой Сандей в роли Бьянки Барклей, местной королевы школы. Нетфликс не был бы Нетфликсом, если бы не замещал определенное количество ведущих ролей, руководствуясь исключительно их цветом кожи и разрезом глаз; поэтому нельзя сказать что кастинг именно этой актрисы — что-то из ряда вон выходящее. Все довольно стандартно: обладательница довольно скромных (если не сказать посредственных) актерских способностей исполняет роль персонажа-клише, наделенного собственной скучнейшей сюжетной линией, раскрывающей личности данного героя с другой стороны (как будто это кому-то интересно), а на самом деле лишь бесстыдно крадущей драгоценный хронометраж.
Но теперь о приятном. Насколько обновленный Гомес Аддамс вызывает неприятие, настолько вызывает восхищение новый образ его обожаемой супруги Мортиши. Каждым своим появлением на экране роскошная Кэтрин Зета-Джонс перетягивает на себя все внимание, оставляя шанс в совместных сценах, пожалуй, только не менее прекрасной Гвендолин Кристи в роли директрисы Уимс. Глядя на нее, действительно верится в невероятную популярность ее героини в школьные годы, в связи с чем конфликт дочери и матери между Мортишей и Уэнсдэй выглядит весьма правдоподобно. Чего, к сожалению, нельзя сказать о химии с ее экранным супругом, но, учитывая перфоманс Луиса Гусмана, сложно ставить это Кэтрин в вину.
Пришло время поговорить и о главной героине, роль которой исполнила молодая актриса Дженна Ортега (мало кто знает, но первоначально эту роль должен был исполнить Джонни Депп, но он по уши увяз в бесконечных судебных разбирательствах с Эмбер Хёрд), и, несмотря на мой первоначальный скепсис, исполнила отлично. Представленный ею образ, само собой, радикально отличается от того, что воплотила Кристина Риччи, но тем не менее является весьма ярким (иронично), оригинальным и хорошо запоминающимся. Нынешняя Уэнсдэй заметно повзрослела, прошла курсы по готическому мейкапу, закупилась ботинками Dr Martens и кардиганами от Miu Miu, чтобы быть не просто странной девочкой, но еще и стильной девочкой; вдобавок она весьма поднаторела во всевозможных занятиях, начиная с изучения итальянского языка и заканчивая фехтованием. Некоторые могут обвинить создателей в излишней «мэрисьюшности» главной героини, однако позвольте с этим не согласиться — несмотря на все свои таланты Уэнсдэй ошибается, попадает в неловкие ситуации, делает неправильные выборы и поспешные выводы, в общем, ведет себя как довольно типичный подросток, который ищет приключений на одно место. Пожалуй единственное, что выглядит откровенно читерским приемом в образе главной героини — ее экстрасенсорные способности, которые проявляются исключительно в моменты, когда это требуется по сюжету.
Разумеется, не обошлось и без типичных для подростковых сериалов клише. Так, с самого первого кадра зрителю активно указывают на то, что Уэнсдэй не такая как все, что логично, учитывая ее нелюдимость и мрачный внешний вид. При этом по прибытии в школу она не только вызывает интерес у практически каждого ученика, но и сходу обзаводится несколькими поклонниками. В одном из эпизодов первого сезона из уст одного из персонажей даже звучит фраза из разряда «ты такая крутая, потому что тебе все равно что о тебе думают другие». Это ли не мед для ушей целевой аудитории сериала? Ну вы и хитрецы, уважаемые сценаристы ;)
В контексте этого стоит отдать должное Нетфликсу — у них однозначно получилось нащупать почти идеальную формулу для успешного и хайпового подросткового сериала. «Уэнсдэй» однозначно нельзя назвать ни революцией в жанре, ни шедевром, скорее всего, и обрушившейся на него волны восторгов он не заслуживает. Тем не менее, этот сериал стал одним из приятных сюрпризов этого года, приоткрывшим дверь для ностальгии и напомнившим о чуть позабытых, но все же любимых персонажах. И за это ему искреннее спасибо.