Начиная смотреть новый фильм-экранизацию из – под пера автора оскароносной «Комнаты», ставшей звёздным часом «Капитана Марвел» всех времён и народов Бри Ларсон (фильм, который я так и не посмотрел, к сожалению), я , судя по синопсису проекта, настраивался на мрачные религиозные темы, по всей видимости положенные в основу. Не знакомый с литературным источником, в мыслях даже мелькали ужасы инквизиции, пусть хронология их рассвета и не сходилась со временем происходящего в фильме «Чудо». Но, как оказалось, религиозная тематика не была основной.
Прежде хотелось бы напомнить описание фильма. Молодая медсестра Элизабет Райт приезжает в ирландскую деревню, куда её пригласили для освидетельствования девочки 11-ти лет Анны, по уверению семьи которой в течение 4 месяцев не принимающей никакой пищи, кроме воды. Комиссия в составе учёных и духовенства посылает Элизабет на место происходящего чуда не только дать медицинскую оценку феномену, но и проследить, не является ли это обычной мистификацией и обманом. Что произошло далее, во избежание спойлеров, открывать не буду.
С самого начала фильм удивляет своей постановкой. Многие зрители привыкли уже к участившемуся «пробитию четвёртой стены» в кино, но показанное нам явно называется по-другому. На секунду появилось ощущение, что я ошибся и смотрю совсем другой фильм. Но скоро всё становится на свои места. Проект снимали в Ирландии и зрителю дают, на некоторое время, насладиться прекрасными зелёными далями, подёрнутыми вездесущим туманом. Сюжет погружает в атмосферу деревенской жизни, в данном случае многодетной семьи, ставшей в мгновение ока известной на всю округу, в круговорот веры и неверия одновременно. Многие хотят быть причастными к чуду или развенчать миф невежества. Можно понять родителей Анны, не привыкших к такому пристальному вниманию к ним и их дочери. У них полно собственных забот, и подобная ситуация явно не идёт на пользу живущей на отшибе ячейке общества. Неоднозначное отношение к феномену подстёгивает Элизабет к тщательному расследованию, к тому же данная ей в напарницы монахиня, по наущению комиссии, не особо делится своими наблюдениями.
Фильм будто повёрнут на еде. Словно сделав это альтернативой голодовке Анны, мы не раз становимся свидетелями, как Элизабет «вдумчиво» поглощает разные блюда. Как сказал один из персонажей, журналист Уилльям, она «ест за себя и пациентку». В «Чуде» вообще немало проявлений различных человеческих потребностей. Ставится вопрос ребром, что такое чистота и греховность, аскетизм ради райских врат или жизнь на грешной земле, удовольствие плоти или божественное предназначение. Готовы ли мы пожертвовать собой ради искупления своих грехов ещё при жизни?
Религиозный подтекст сквозит из всех «пор» фильма. Музыкальное сопровождение подобно пению ангелов в Поднебесье. Христианская атрибутика по всему дому, постоянные молитвы Анны навевают стойкое желание поверить, что девочка настолько набожна и питается, с её слов, «манной небесной». Соблюдение пятой заповеди играет на той же стороне. И стараешься не обращать внимание на то, что и Анна, и её родители явно что-то скрывают, не давая обследовать девочку в больнице.
Фильм с каждым кадром становится всё мрачнее и мрачнее. Ещё до того, как мы узнаём два главных секрета семьи Анны, история самой Элизабет ужасает и удручает нас. Одинокая женщина, ставшая невольной участницей Крымской войны, повидавшая немало горя и смертей, и познавшая не меньше мучений сама. Ей хочется любви, познать радости супружеской жизни и материнства. И попав в с виду благополучную семью, Элизабет желает, если и не стать её частью, то почерпнуть немного счастья спокойной жизни. Встреча с Анной привязывает медсестру к девочке, рождает желание защитить её, накормить её не только заботой, но, в прямом смысле, пищей. Чтобы девочка стала ближе ей, более «приземлённой», стать понятной для всех окружающих. Элизабет видит, что мать и отец готовы пожертвовать своей дочерью ради своих убеждений.
В фильме немало шокирующих вещей. Но больше всего ужасает не открывшиеся с помощью расследования Элизабет истины, не ситуация в семье Анны, а желание членов комиссии продолжить наблюдение, несмотря на состояние девочки. Пытаясь непосредственно не влиять на чудесный феномен, они, тем не менее, не хотят прекратить эту «игру», насильно накормив Анну. Увидев, к чему может привести промедление, понимаешь растерянность Элизабет. У неё связаны руки. Готова ли она пойти на противостояние, не только с семьёй Анны, но и с обществом, со своими работодателями? Стоит ли этого жизнь девочки, сломленной и пытающейся с помощью веры спроецировать в мир свои мучения?
Актёрский состав внушителен. Флоренс Пью, сыгравшей Элизабет, уже не впервые попадает в антураж Европы 19-го века. «Леди Макбет» тому пример. И религиозного фанатизма в «Солнцестоянии» выше крыши. Примерив на себя личину своей тёзки по фамилии Найтингейл, Пью справилась с задачей. Иногда бесстрастная, видно, что она пропускает через себя характер героини. Для молодой актрисы, воплотившей на экране Анну, Киры Лорд Кэссиди, эта роль стала дебютной. И, на мой взгляд, первый блин не стал комом. Отдельно выделяются два представителя правительственной комиссии, персонажи Киарана Хиндса и Тоби Джонса. Невозмутимость Хиндса делает из него «настоящего» священнослужителя, блюдущего постулаты церкви. Это не мешает ему сомневаться в «божьем» происхождении феномена. Тоби Джонс же – учёный до мозга костей. Абсолютная невозможность подобного 4-хмесячного поста только подогревает его научное воображение, заставляя строить в уме теории, одна невероятнее другой, при этом не теряя их гипотетическое право на жизнь. И совсем уж в стороне от основного каста становится Китти, персонаж Нив Алгар, выступающая своеобразным «рассказчиком» повествования, при этом играющая немалую роль и в сюжете.
Финал, на мой взгляд, демонстрирует поражение правового общества, как двухвековой давности, так и современного. В мире, правда и ложь настолько смешались между собой, что отделить одну от другой порой невозможно. И, когда от наших собственных поступков зависят чужие судьбы и жизни, понятия «правда-матка», «истина в последней инстанции» и «ложь во благо» начинают играть особыми красками. Духовная чистота и греховность идут рука об руку под гнётом общественного мнения, обливающего грязью скромность и благожелательность, в то же время возвышая ханженство, лизоблюдство и ненависть. Фильм учит, что, как бы тяжело тебе не было в этом сложном мире, всегда надо оставаться человеком, сочувствовать другим, уважать родителей, быть честным в первую очередь перед самим собой. И только соблюдая эти прописные истины, можно сохранить свою «бессмертную душу» даже перед лицом нечеловеческих страданий.