То ли ветер перемен, дующий со стороны СССР, уже так отчётливо ощущался в США; то ли киноделы просто хотели заманить зрителей чем-то необычным; а быть может сценарист и режиссёр Уолтер Хилл просто случайно увидел советский мультик про дядю Стёпу и решил снять своего "Дядю Ваню-милиционера" с рейтингом R?:) Но факт в том, что в 1988 году американские зрители увидели боевик с пока ещё не супер, но уже звездой Голливуда – Арнольдом Шварценеггером, который, что неожиданно, сыграл советского милиционера Ивана Данко.
По сюжету, в США полицейские задерживают Виктора Руставили, который поставляет наркотики в СССР и находится в международном розыске. Ивану Данко приказывают слетать в Америку и доставить Виктора в СССР, но во время конвоирования тот сбегает и теперь для советского милиционера становится делом чести поймать беглого преступника.
Фильм Уолтера Хилла хоть и снят добротно и с любовью, но до уровня "отлично" всё же не дотягивает и тем не менее две его составляющие заставляют помнить это кино и иногда даже пересматривать. Первая причина – это мрачная атмосфера. Каким бы сильным не выглядел высокий широкоплечий Шварценеггер, когда его Данко входит в бар, где отдыхает братва, то потенциальная опасность ощущается с первых же кадров. Достигается такая напряжённость не в последнюю очередь отличным саундтреком. Услышь такую музыку у себя в голове, возвращаясь поздним вечером домой по безлюдной улице – волей-неволей захочешь побыстрее очутиться дома. Одновременно саундтрек не только создаёт нужную атмосферу для зрителя, но и показывает внутреннее состояние героя, ожидающего сопротивление со стороны преступников – отличный режиссёрский приём, ещё отчётливее ощущающийся после неожиданно затихшего весёлого шансона. Что советские, что американские преступники, в фильме настоящие отморозки, для которых пристрелить человека, что сигарету выкурить. Перестрелки тут не долгие, но ощущаются, как говорится, "не на жизнь, а на смерть". Вообще, в плюс создателям фильма, что герой Арнольда выглядит тут как человек из плоти и крови, а не какой-нибудь неубиваемый супергерой комикса. Раны от предыдущих схваток будут видны на теле Данко и в последующие дни, при чём следы будут от разных стычек, а не по типу «вот нарисуем ему одну царапинку в начале фильма, а дальше можно не заморачиваться». А один раз жизнь милиционеру спасёт вообще случайный человек. Из экшена разве что финал подкачал. Гонки на автобусах конечно не часто увидишь в боевиках, но вот чего-то не хватило – других ракурсов, сцен в стиле кто кого перетолкает, побольше сбитых автомобилей. Да и когда у тебя в памяти есть финальная драка Мэла Гибсона с Гэри Бьюзи из "Смертельного оружия" 1987-го года, то пистолетная дуэль один на один Ивана и Виктора в 1988-м уже как-то не впечатляет. И почему в финале почти ни как не проявил себя американский напарник Данко, в исполнении Джеймса Белуши? Если вспомнить снова "Смертельное оружие", только уже четвёртое, там напарники только совместными усилиями смогли одолеть главного злодея, а в "Красной жаре" имеем, что имеем – наверно сценаристам не хватило фантазии.
Вторая причина, по которой хочется пересматривать "Красную жару" - это образ Ивана Данко, воплощённый Арнольдом Шварценеггером. Высокий, атлетичный, умный, смелый, неподкупный; ещё бы показали как бабушку через дорогу переводит, тогда вообще красота:)) Мне, как русскому человеку, на такой образ приятно смотреть. Говорят, для своей роли Арнольд похудел на 5 килограмм; оно и правильно, не Конана-варвара ведь полуголым играть надо. Хотя и тут актёру пришлось оголиться – о да, такая «русская банька» запомнится зрителю надолго:) Милицейская форма на Арни сидит как влитая. И пусть на удостоверении милиционера красуется значок КГБ, а на груди виднеется планка медали за взятие Берлина – такие мелочи всё равно не портят образ:) Зато у Ивана есть самый лучший "советский" пистолет системы Подбырина – в реальности переработанный Desert Eagle; со стороны выглядит круто. Вот только возникает маленький вопрос – почему у других милиционеров не такие пистолеты? Сам Шварценеггер говорил, что перед съёмками три месяца учил русский язык и читал всякие книги, чтобы попытаться понять мышление советского человека. Короткие фразы, которые произносит сам Арнольд на русском – это особая изюминка фильма. Почти все такие фразы понятно произнесены, но из-за акцента актёра вызывают умиление:) Такое не описать, это надо услышать самим. А вот с некоторыми репликами на русском языке от других актёров не всё так гладко, иногда фиг поймёшь, что они там говорят – к счастью, такой тарабарщины не много. Как недостаток, хоть и маленький, хотелось бы отметить суровость Данко. Вроде всё и нормально снято, а вот в сцене разговора Ивана с другом-милиционером, надо было улыбку Шварценеггера делать более выразительной, как и в сцене прощания с американским коллегой – эта деталь сделала бы образ Данко более человечным. Да и вообще, надо было делать больше взаимодействия между временными напарниками и добавить больше бытовухи какой-нибудь, от этого фильм бы только выиграл.
Вообще, интересно, если бы фильм принёс много прибыли киноделам, то сняли бы они сиквел или нет, и если да, то каким бы он был? Может герой Джеймса Белуши в сиквеле приехал бы в СССР (Россию), а одинокий Иван нашёл бы себе подругу и создал семью? Было бы интересно глянуть.