Тест на патриотичность: узнай патриот ли ты ???(американская версия патриотизма)
Не часто в комиксах показывают тему патриотизма . Оно и правильно: тема сложная, с нюансами. Мало кто сможет упростить ее до запоминающихся образов и диалогов-афоризмов. Но в Marvel решили, что эта задача им по плечу. Чтобы взяться за такое дело, нужно иметь чисто американское самомнение. Интересно наблюдать, как страна, которая ни разу не вела военных действий против иностранной агрессии, взялась учить патриотизму весь мир, да еще и комиксовой форме. Что из этого получилось, постараюсь показать.
Главное для комикса решить, с кем воевать будем? Эта проблема проста: выбора нет, конечно с фашистами. С кем еще из агрессоров воевала Америка, да еще чтобы повод для нападения они же и дали? Без сомнения, Перл-Харбор был достоин отмщения. Тут первая неувязка: на американцев напали союзники фашистов - японцы. Но главное, что вступили во 2-ю мировую вынужденно - из-за агрессии. Остается вторая историческая нестыковка: начало активных боевых действий американской армии в Европе отделяют от событий в Перл-Харборе два с половиной года. Известно, месть - это блюдо, которое подают холодным, но для такого патриотического порыва, который показан в фильме, это блюдо не просто остыло, но и прокисло. Ладно, с натяжкой можно отнести неуемное желание главного героя, будущего капитана Америка, попасть в Европу вместе с армией на счет его детских комплексов. Мужики, которых Бог обидел ростом, часто наделены комплексом Наполеона, а капитана, как выясняется, колотили все кому не лень, как грушу, хотя он при этом не убегал. Так что комплекс в наличии и вторая задача (кто будет воевать) решена - маленький американский Наполеон.
Вот здесь надо отметить явный успех сценаристов: они, пожалуй, впервые решили сделать супергероя не выходцем богатого сословия, который готов позащищать сирых и немощных со скуки, но только чтобы себе не во вред, он делает это под покровом ночи и в маскирующем камуфляже. Рядовой замухрышный американец в качестве супергероя - это ново, хотя и соответствует "американской мечте" о славе и деньгах. Но традиция наделять суперкачествами высший слой общества была все-таки нарушена: до сих пор на экране блистали либо аристократы, либо полицейские (по долгу службы), либо на худой случай - ученые. А тут вообще ни пойми кто - какой-то заморыш.
Теперь следующая проблема: кого же этот "герой" должен победить? Само собой - фашиста, но кого конкретно? Это же комикс и в его рамках показывать сражения не полях войны - просто смешно. Супергерою должен противостоять равноценный антигерой. Таковы условия жанра. Насчет антигероя у Marvel были проблемы. Был необходим иностранный антигерой (тема же патриотическая), но такой, чтобы не задел чувства иностранных государств. А у иностранцев с комиксами нелады, они не очень-то плодовиты по части выдуманных злодеев, ограничиваясь сказочными персонажами и реальными личностями. Но выход нашелся: французы произвели на свет очень подходящий и даже немного комический образ Фантомаса. Итак, берем разбушевавшегося антигероя, немного перекрашиваем его, обряжаем в нацистскую форму, и дело сделано! Ни французы, ни немцы при этом никак не могут ни обидеться, ни предъявить авторские права, хотя антигерой и узнаваем.
Далее - сюжет. С одной стороны, надо как-то наделить героя суперкачествами, которых у него нет. С другой стороны, надо объяснить, почему антигерой находится в подчинении у Гитлера да и вообще, откуда он взялся? Выход вполне ожидаем, как все в этом фильме: это наворотили ученые. По мере развития сюжета постепенно приходишь к мысли, что это не просто история о Фантомасе, это так любимый американцами приквел на французскую историю. В оригинале никто так и не объяснил, кто же такой - Фантомас, откуда он взялся и где его корни. Здесь американцы решили смикшировать историю об Индиане Джонсе и его поисках древних секретов, которые пересеклись с аналогичными происками как раз нацистов. Итак, что мы видим: какие-то немецкие ученые нашли древний секрет, с помощью которого решили "наклепать" суперсолдатов, первым в этом ряду и был довольно неудачный Фантомас. Конечно, с помощью маски он на глазах преображался в нормального человека (вы это помните из французского оригинала), но после ее снятия обнаруживался красный (а впоследствии синий) уродец. Впрочем, старость никого не красит.
Второй и более успешный образчик изготовили из нашего американского Наполеона, и он был - само совершенство. Тут как раз кстати пришлось его простое происхождение: чтобы бы не зазнался и не захотел стать настоящим Наполеоном, с него еще до преображения взяли слово, что он останется просто "хорошим парнем". И все. Вот с первого варианта (Фантомаса) такого слова не взяли, потому и проблемы начались: антигерой уже не просто Гитлера ни в грош не ставит, он перефразировал его имя в "Гидру", что стало названием его собственной организации, в которой новые суперсолдаты честь отдают словами "Хайль Гидра"! Просто - слов нет. До переворота и начала нового "суперпорабощения", само собой, остаются считанные дни.
В самый нужный момент и возникает наш капитан Америка. Все его приключения, естественно, не имеют ни малейшего налета реальности. Достаточно сказать, что он вполне по американской супергеройской традиции обряжен в облегающее раскрашенное трико и маску, скрывающую его абсолютно всем известное лицо (выше рассматривалась необходимость маски для богатого "оборотня", функция которой неизменна от Зорро до Бетмена). А чтобы никто не спутал его под маской (для дебилов, короче), на лбу выписана заглавная буква А - Америки. Но есть и нечто новое: за собой он везде таскает некий щит с американской символикой, призванный напоминать всем о его древних (рыцарских?) корнях, в Европе это должно ценится. Щит сей бесполезен, хотя однажды он довольно ловко им воспользовался, запустив подобно диску промеж ног одного из суперсолдат "Гидры". В остальном везде тривиальный американский экшен, корни которого можно традиционно поискать в других европейских культурах. Например, у нас любая русская баба "коня на скаку остановит, в горящую избу войдет". Но капитан - мужик поэтому он предпочитает все совместить: войти в горящий поезд на всем его скаку. И так далее.
Но отвлечемся от затянутого разбора сюжета, который был сделан с единственной целью: показать, как сочиняются подобного рода комиксовые истории. Перейдем к игре актеров. Сам капитан потрясает воображение своим совершенным телосложением, с которым не сравнится и Шварцнегер, но игра остается в рамках комикса на все 100. Ни одной живой эмоции и даже памяти о своей жизни до "преображения" на лице супергероя незаметно. Все выражения его лица продиктовано только тем, что он - патриот. Да и все остальные действующие лица смотрят только в одну сторону - на него, и только с одним выражением лица: восхищения и преклонения. Поэтому описывать все это излишне.
В заключение надо сказать: лицезреть все было бы очень весело, если бы не было так скучно, потому что все вторично. Тронуть за чувства все это действо может только ребенка лет до 10, которому придется по нраву идея, что он станет просто"супер", когда вырастет . Но если вас греет мысль о переезде за океан и вы заранее хотите воспитать сына патриотом будущей родины - сводите его в кино, но сами в это время лучше попейте пивко в буфете.