[Небольшое пояснение: это не совсем рецензия или полноценный обзор - скорее, краткое изложение мыслей по игре. Так как проект выходил довольно давно и, в принципе, был у многих на слуху – не стану писать предисловие с кратким экскурсом и вводными данными. Предположу, что читающие этот текст и сами примерно в курсе синопсиса игры, немного себе представляют, о чём идёт речь, кто главная героиня, как она выглядит и т.д. Я лишь слегка углублюсь в конкретные вещи, которые мне понравились и не понравились.]
Забавный факт: это моя самая растянувшаяся по времени игра. Впервые начал её проходить почти на старте в 2017 и закончил спустя 5 лет - в 2022:) Трижды начинал её проходить. Первый раз часов 10 наиграл - бросил, стало скучно. Потом спустя год вернулся, начал заново, т.к. забыл уже всё, наиграл уже часов 15-20 и снова забросил. Ну а третий раз начал вот прошлой осенью, снова всё с начала, переборол и заставил себя играть, ибо надо было успеть пройти к выходу второй части.
Хотелось бы начать с тех вещей, что мне в игре не понравились, и из-за которых (частично) я и забрасывал прохождение столько раз.
Местные побочные квесты (в большей степени их сюжетная составляющая и постановка) – это пример того, как делать не нужно, они просто скучные и неинтересные в 80% случаев. Большинство персонажей в них просто говорящие безэмоциональные головы (главные сюжетные миссии, кстати, частично тоже этим грешат), у которых ещё и лицевая анимация очень слабая. Кат-сцены (ролики) в подобных квестах – это ноль динамики в кадре, плюс стандартная съёмка «восьмёркой». И такое почти каждую миссию. А вкупе с тем, что на тебя в диалогах вываливают просто тонны ненужной и неинтересной информации, всё это превращается в пытку. В играх стараюсь никогда не проматывать кат-сцены, независимо от того, какая информация в них подаётся, но в Horizon где-то на половине прохождения оставшихся доп. заданий я сдался и начал жать на кнопку пропуска каждого диалога (с сюжетными миссиями так не делал, но иногда тоже хотелось).
Показательным вспоминается один из побочных квестов, в котором надо было помочь персонажу вызволить из плена его похищенную жену и ребёнка. Я перебил всех негодяев, и вот стою перед этой женщиной, которая (по сюжету) всякого натерпелась и в плену была довольно долго, а она просто с нулевыми эмоциями на лице говорит какую-то стандартную фразу, как будто её с ребёнком каждый день похищают, и так же спокойно уходит из кадра.
Вообще, я бы посоветовал тем, кто ещё не играл в Horizon: Zero Dawn и кому не важно получение платины или достижений в Стим, плюнуть на бОльшую часть всех сторонних заданий в игре и следовать только по сюжету. Это самый оптимальный вариант для получения удовольствия. Ну, а я вот выбрал путь истязаний скукой, т.к. стараюсь в большинстве эксклюзивов Sony выбивать главный трофей.
И вот я плавно перехожу ко всему хорошему, что есть в этой игре.
Основной сюжет (особенно в последней трети), проработка вселенной (ЛОР), местные исторические справки, боёвка и охота на машин – всё это сделано в Horizon: Zero Dawn просто великолепно.
Как же классно разработчики постарались над игровой фауной из местных мехазавров. Охотиться на разных тварей, придумывать тактики, стравливать их между собой, устраивать сплошной танец смерти на поле боя – кайф! Даже скучные побочные миссии начинали радовать, когда дело доходило до столкновений с машинами.
У подконтрольной нам героини в наличии имеется разнообразный арсенал. Из дальнобойных орудий первостепенную роль играет боевой лук, имеющий несколько вариаций с различными специфичными свойствами и видами стрел. Например, есть высокоточный лук для лучшего боя на далёких дистанциях, дополнительно позволяющий использовать особый тип стрел, которые эффективно сбивают ценные компоненты, оружие или броню с механических противников. Или же можно использовать специальный лук со стрелами, разящими врага электрическим разрядом, огнём, заморозкой или подобием яда (от которого машина впадает в припадок бешенства, начиная атаковать своих же сородичей), а если у противника ещё и слабость к одному из подобных эффектов, то он получает повышенный или даже критический урон. Для определения этих самых слабостей (уязвимостей) главной героине необходимо сканировать противников визором. Вообще, использование визора - универсальный способ для поиска различных игровых предметов интереса.
Кроме лука, наша героиня умеет отлично обращаться с пращой для бросания бомб (обладающих похожими эффектами, что и у стрел, только бьющих по площади), ставить мины и растяжки. Для ближнего боя в игре доступно лишь одно оружие - посох, который также используется для взлома различных терминалов и, главное, с помощью него можно подчинять машины, после чего они становятся союзниками главной героини и помогают ей в бою, атакуя своих сородичей. Некоторых подчинённых машин можно оседлать и использовать в качестве ездовых.
Вспоминаю ту бурю эмоций, которую я испытал в одной из первых встреч одновременно с двумя гигантами Громозевами (местный аналог Тираннозавра), когда стравил их друг с другом «заражёнными» стрелами, а сам, сидя удобно за камешком, наблюдал, пока они мутузят друг друга массивными хвостами, лишь изредка постреливая в них ядом, когда его действие подходило к концу. В процессе боя с одного гиганта отвалилась дальнобойная пушка. В итоге, когда один из меха-завров пал замертво, к этому моменту я уже успел незаметно подобраться к сбитому со спины второго гиганта орудию и, взяв его в руки, добить мощными выстрелами оставшегося в живых противника:)
Сюжетно игра тоже чудесна, особенно ближе к финалу, когда на тебя выливают такой огромный поток интереснейшей информации о мире игры, о том, что же случилось много сотен лет назад, что привело к катастрофе и практически полному вымиранию всего живого на Земле, откуда появились машины, и что вообще тут творится. Авторами была проделана колоссальная работа по проработке местной вселенной. Не перестаёшь удивляться каждые 5 минут. Но это при условии (!), что читаешь целиком найденные записки и слушаешь аудиозаписи. Все эти положительные эмоции относятся только к информации, которую находишь по пути главной сюжетной ветки, остальные записи, найденные за пределами основного квеста, проработаны слабо и не идут ни в какое сравнение. Единственное, наверное, можно пожурить авторов, что на некоторых сюжетных локациях этих самых записок уж очень много. Но прочитать их все - того стоит. Очень интересно. Конечно, в наше время лучше бы всё это в виде роликов подавать, но и их в игре тоже достаточно.
Визуально игра бОльшую часть времени выглядит потрясающе (даже на начало 2022 года). Очень приятное мягкое освещение: солнечные лучи, пробивающиеся сквозь туман, кроваво-красные закаты и красивые лунные ночи с мириадами светлячков в траве. Также бросаются в глаза качественные анимации движений главной героини, особенно это заметно в бою, где переходы от одной анимации к другой практически незаметны, очень плавные. Также очень эффектно смотрится в бою разрушающееся окружение. Когда какой-нибудь огромный монстр начинает крошить огромные каменные глыбы и валить деревья - перехватывает дыхание от сочных разрушений. Жаль, интерактивность окружения проработана настолько хорошо не во всех аспектах: ветки кустов и трава не реагируют на героиню, физически корректную реакцию получили только заросли высокой травы, в которых можно прятаться от противников; окружающие предметы и многие жители в населённых пунктах также не реагируют на любое физическое взаимодействие (ничего нельзя сломать, никого даже нельзя случайно толкнуть). Но к этим недостаткам быстро привыкаешь и потом просто не замечаешь их.
Саундтрек и общее звуковое сопровождение периодически вызывают приятные мурашки по телу, когда слышишь очередную вариацию главной музыкальной темы игры с женским вокалом или когда в путешествиях по миру буквально нутром начинаешь чувствовать, что где-то рядом передвигается огромная машина, и её тяжёлая поступь отдаётся гулким эхом по округе.
Подводя итог ко всему выше написанному, можно сказать, что, играя в Horizon: Zero Dawn, я прошёл путь от почти ненависти до любви. Конечно, получился не один шаг, как в известной поговорке, а довольно продолжительная прогулка, да и «ненависть»… наверное, слишком громко сказано - у меня поначалу было, скорее, недовольство. В настоящее время немногим играм в открытом мире удаётся сделать более-менее толковые и действительно сюжетно интересные побочные квесты. И, судя по первым отзывам к сиквелу игры с подзаголовком Horizon: Forbidden West, авторам таки удалось со второй попытки исправить этот недочёт (частично они начали исправляться ещё в аддоне The Frozen Wilds, но это уже другая история). Жду не дождусь, когда сам смогу это оценить.
Horizon: Zero Dawn - отличное начало новой успешной игровой франшизы. Очень хочется на эмоциях поставить этому проекту 10 из 10. Но, пожалуй, приберегу эту оценку для сиквела. Ведь чем чёрт не шутит! Ну а пока великолепной игре великолепные 9 баллов😊
P.S. С моими скриншотами по игре можно ознакомиться на форуме по ссылке: https://forum.kinonews.ru/tema247880/. Или, если есть желание увидеть их в не пережатом оригинальном разрешении, можно написать мне в личку.