К своему величайшему стыду, я до вчерашнего дня не смотрел оригинальную "Вестсайдскую историю". Лишь отрывками видел его в киношколах и слышал тонны похвалы от своего уже ныне покойного преподавателя, который называл его "шедевром кинематографа". Посмотрев сам фильм можно понять, почему он и миллионы американцев так считали. Не то, чтобы я сам проникся этим мюзиклом, однако он действительно восхищает своей простотой, но искренностью, музыкальными номерами и драмой, любовной историей прямиком из Шекспировской классики и её занятной интерпретацией, подгоняемый под тогдашние реалии Нью-Йорка 60-ых. Да, ныне это творение безнадёжно устарело и смотреть с серьёзным выражением лица на то, как взрослые хулиганы пляшут на улицах города как балерины трудная задача, но "Вестсайдская история" имеет важное киноманское значение - оно идеально передаёт дух того времени. Не только в плане постановки и актёрской игры, но и касательно тем, которые здесь затрагиваются. Если взглянуть с такой стороны, то это кино действительно имеет некое культурное и эстетическое значение.
И вот этот самый культовый фильм вознамерился переосмыслить никто иной, как сам Стивен Спилберг. Был бы это всё тот же Спилберг из 80-ых или 90-ых, я бы сказал "Да, мужик! Давай, жги!! Создай мгновенный ШЕДЕВР КИНЕМАТОГРАФА!!! Я В ТЕБЯ ВЕРЮ!!!". Но так как речь идёт о современном Спилберге, я скорее скажу краткое "Meh...". Нынешний Спилберг всё реже снимает действительно интересное кино, которое заслуживает внимание с кинематографической точки зрения. Да и как показывает практика, ему никогда не удавалось создавать достойные ленты из материала, который он не понимает ("Большой и добрый великан" и "Первому игроку приготовиться"). Но после восторженных отзывов от критики и заявлений о том, что перед нами один из главных фаворитов наградного сезона я решил таки дать фильму шанс. И какой же вышла новая "Вестсайдская история"? Да, как ни странно... почти что великолепной! Но с рядом спорных моментов.
Первое, что сразу же бросается в глаза, так это общая тональность картины. На фоне предыдущей экранизации новая куда более приземлённая и приближенная к реальности. Здесь не стесняются показывать грязные и мрачные моменты (в пределах рейтинга, конечно же) и, в отличие от старой ленты, эта куда больше акцентирует внимание на проблемах национализма и неприятия эмигрантов. Учитывая современные тенденции, подобный ход был правильным решением. Самое же необычное в этом фильме то, что при всей своей приземлённости ему удаётся быть верным оригиналу. То есть, здесь по-прежнему есть танцы, которые, к слову, поставлены просто превосходно. К местной хореографии нет никаких претензий, ибо все музыкальные номера тут ослепительны. Чтоб вы понимали, танцы здесь настолько же хороши, насколько кунг-фу в фильмах Чжана Имао. Вообще, в техническом плане новая "Вестсайдская история" точно переплюнула оригинал, ибо тут всё, начиная от операторской работы Януша Комински и заканчивая декорациями и костюмами. Тут никаких вопросов нет.
Вот если уже попытаться разобраться в сюжете, то тут уже появляется ряд вопросов. Дело в том, что новая "Вестсайдская история" практически полностью копирует старую. Нет, конечно тут уже другая атмосфера и добавлено ряд новых сцен и песен. Так, отдельная песня в исполнении Риты Морено (которая, к слову, была и в оригинале), или ещё одна песня перед той самой дракой между Тони и его другом, но в остальном новая экранизация практически ничего не меняет. То есть, да этот фильм страдает той же болезнью, что и Вильнёвскя "Дюна". Произведение больше заботится о том, чтобы показать величие оригинального фильма, чем продемонстрировать что-либо запоминающееся внутри себя. Конечно, круто, что Спилберг решил переснять свой любимый фильм, но вроде бы он достаточно именитый постановщик, чтобы добавлять сюда что-нибудь своё. Можно было, например, поменять концовку м сделать её ещё более приближенной к "Ромео и Джульете" или внести ряд изменений в характеры героев, сделать их поглубже и проработаннее. Но нет, всё остаётся ровно таким же, как и в прошлой "Вестсайдской истории", пусть и с небольшими косметическими изменениями. И ладно, это бы не сильно помешало, если бы не одна проблемка. Фильм идёт два с половиной часа и местами его нудно смотреть. То есть, да, оригинальный мюзикл тоже шёл немало, но в хронометраж входят ещё и длинные вступительные титры и антракт посередине раз, и сюжет здесь оригинальный два. Здесь же нам приходится довольно продолжительное время наблюдать за той же самой историей, которую мы уже видели. Чёрт, да даже те, кто не смотрели оригинал могут догадаться что произойдёт дальше, ибо фильм идёт слишком ровно, а сюжетные повороты картины предсказываются сразу же. И это явно проблема, ибо для фильма всегда главное это завлечение внимания на длительное время.
Благо на экране всё это время нас будут радовать хорошие актёры, что удивительно, ибо почти все они - дебютанты. Лично мне больше всего понравился Рифф в исполнении неизвестного Майка Фейста. Он просто превосходен, хотя персонаж, которого он играл, в "Вестсайдской истории" 1961 года был весьма блеклым. Вот его бы я пророчил на Оскар. Адриана ДеБос и Дэвид Альварез в роли Аниты и Бернардо тоже были хороши, пусть им и не удалось переплюнуть версии из оригинальной ленты. А вот с главными героями дела обстоят куда сложнее. Не то, чтобы Энсел Элгорт И Рейчел Зеглер здесь плохо играют, как раз наоборот (хотя персонаж первого получился каким-то совсем уж до скрежета зуюов прямолинейно правильным). Дело в том, что они оказались словно... не в своей тарелке. Каждую сцену создавалось ощущение, словно они не совсем понимали, как изобразить влюблённую до самой смерти пару. У Натали Вуд и Ричарда Беймера в их экранизации подобное изобразили куда лучше. Не знаю, может дело в сценарии, так как Спилберг, как я уже говорил ранее, сделал историю более приземлённой, лишённой топорных диалогов в стиле "Я буду любить тебя всегда". И вся суть в том, что такие диалоги, как раз, и раскрывают любовь героев очень хорошо. Да дело не только в них. Сделав историю более реалистичной, Спилберг лишил фильм части волшебства. На прекрасных танцах это, может, и не отразилось, но вот на любовной истории - ещё как. Взять к примеру одну из моих любимых сцен в фильме 1961 года. В ней, когда герои натыкаются друг на друга на танцполе, перестают замечать всё вокруг. Для них пропадает весь остальной зал, все люди, которые окружают их вокруг и им лишь остаётся танцевать в темноте. Волшебная в своей красоте сцена. В фильме 2021 года они просто... уединяются за стадионом и танцуют там. И вот именно эта сцена наглядно демонстрирует, что с потерей волшебства фильм потерял самое главное - красоту любовной линии. В мелодраме самое худшее - это когда любовь не вызывает сильных чувств. И, увы, это кино можно привести как в пример, хотя актёры здесь, безусловно, стараются.
Но это всё мелочи. Есть ОДИН важный момент, из-за которого одна из «Вестсайдских историй» значительно выигрывает у другой. И какая же? (Барабанная дробь) Ой, ну конечно же старая выигрывает! Да, новая и в плане постановки, и актёров и атмосферы куда более совершенна, но у новой нет того, что есть у старой. И нет, дело не в том, что мюзикл Спилберга полностью копирует оригинал, дело тут в абсолютно другом. Старый фильм - олицетворяет своё время, а новый фильм - нет. Дело в том, что создатели картины 1961 года чётко понимали, для кого они снимают своё кино - для всех тогдашних зрителей. Оно было для тогдашнего поколения универсальным, чтобы каждый в нём мог найти что-то свой. Картина же 2021 года создана, по сути, только для одного человека - для самого Спилберга. Да, тут затрагиваются темы, актуальные сегодня, но они не совсем совмещаются с остальной картиной, созданной в духе кинематографа тех лет. Современному поколению такое кинополотно не будет интересно, так как опирается на иную мораль и ценности. Почитатели же классики будут недоумевать, ибо оригинальную версию она не заменила банально потому, что скопировала очень во многом. Конечно, любой режиссёр, решивший переснять любимый фильм со своим видением это всегда незабываемый опыт для киномана, но имеет ли он смысл для остальных? Трудно ответить однозначно
Сам фильм, само собой, хороший, и даже отличный. Визуал тут роскошный, актёры хороши (даже не смотря на то, что главным актёрам не всегда удаётся изображать влюблённых), да и видно, что к оригинальной «Вестсайдской истории» режиссёр отнёсся со всей любовью. Но вот нужен ли кому-то вне круга ценителей кино этот фильм с хорошей постановкой, но не способный ни подарить оригинального зрелища, ни зацепить какое-то определённое поколение? «Вестсайдская история» уже провалилась в прокате, да и в широких кругах она практически не обсуждается, а это уже о многом говорит. Да, от данного произведения можно получить немало наслаждения во время просмотра, но сразу же после по-любому задашься вопросом «А запомню ли я его на долго?» Лично я навряд ли. Возможно, этот мюзикл найдёт своего зрителя, и судя по тем немногим, но восторженным отзывам, уже нашёл. Но вот стать в одну ступень со старой версией он навряд ли сможет. Ведь если фильм 60-ых это действительно бриллиант для своего времени, пусть и не всегда хорошо отгравированный, то нынешний фильм - лишь попытка создать такой же бриллиант. Да, возможно он сделан из сделан хорошо и даже из лучшего материала, но в историю он всё равно войдёт лишь как хорошая копия, которую помнят одни лишь создатели