26 апреля 1985 года в пакистанском лагере Бадабер, где проходила боевая подготовка моджахедов, пленные советские солдаты подняли восстание, перебив охрану и завладев арсеналом. Убив больше сотни афганских моджахедов и пакистанских военных, а также некое количество американских военных инструкторов, практически все советские бойцы погибли во время бомбардировки крепости. Настоящий подвиг и хороший материал для драматического фильма.
В 1993 году режиссёр Тимур Бекмамбетов пытался обратиться к этой истории в своём дебютном фильме «Пешаварский вальс». Относительно неплохой фильм был перечёркнут ровно одним моментом, когда советские вертолёты разбомбили советских же солдат. Как могли оказаться советские вертолёты в Пакистане – вопрос отдельный. А главное, зачем выдумывать такую чушь?
Не так давно наши киноделы решили вновь обратиться к этой теме, засняв очередное высокохудожественное полотно. В который раз не подкачали.
Фильм «Крепость Бадабер» рассказывает об офицере ГРУ, которого отправляют в пакистанский лагерь Бадабер, чтобы тот сфотографировал находящихся там американских военных советников. Оказавшись на месте, главный герой обнаруживает, что в лагере не только готовят моджахедов, но ещё и в жестоких условиях держат наших пленных. Передав плёнки своему человеку, матёрый разведчик принимает решение остаться в лагере и организовать восстание.
Забегая вперёд нужно сказать. О том, что в Бадабере были советские пленные, советское правительство узнало только после самого восстания. Существует много версий, как эта информация дошла до наших. Какая из версий правдивее – сказать затруднительно.
В фильме, в лучших традициях современного российского кино, нам показывают бездушное советское правительство, которое узнав о пленных, решает ничего не предпринимать и просто их списать. Наши творцы очень любят фильм «Рэмбо 2» и проецируют события того фильма на реальную трагедию. Когда есть реальная история, в которой есть место трагедии и подвигу, зачем выдумывать какие-то бредни? Зачем дискредитировать нашу историю, армию, правительство и страну? Хотя, по большому счёту, вся эта история должна дискредитировать Пакистан и США. Но нет, нет. Ещё одну страницу нашей истории мы превратим в отвратительную клоунаду и обдадим самих себя известно чем. Ни разу не разочарован в нашем кинематографе.
Кроме хорошего звука и пары актёрских работ похвалить в фильме больше нечего. Образ главного героя будто срисовали с какого-нибудь американского боевика категории «B». Такой весь из себя герой-одиночка, положивший с прибором на приказы и устав. Рэмбоизация советского/русского солдата в нашем кино идёт полным ходом. Отдельно порадовало поведение жены главного героя. Я, конечно, понимаю, что продюсеру Файзиеву виднее, как себя ведёт его жена, когда он приходит домой. Только вот зачем проецировать поведение своих истеричных жён на жён советских офицеров? Не надо свою придурь выносить из дома и проецировать на окружающих. Это не очень красиво. Собственно, в фильме состоялись только две роли. Неплохо получился гад, которому что моджахеды, что русские – лишь бы бабки платили. И частично получилась роль проводника, который вначале весь такой мнущийся, а в конце жертвует собой, спасая плёнки. Все остальные в фильме – картонные. И само кино тухлое, как я не знаю что. Разбирать какие-то моменты не имеет смысла - там в каждой сцене творится чудовищная идиотия.
«Крепость Бадабер» просмотра не заслуживает.