Осторожно, спойлеры!
«Тут-то тебя, дурака, скорее убьют»
(из х/ф «Брат»)
Прохладной осенью 2015 года сходить на фильм «Сикарио» не удалось по разным причинам, хотя очень хотелось – трейлер показался завлекательным. Добрался до фильма только спустя полгода после его выхода в наш прокат. Должен сказать, фильм произвёл мощное впечатление.
«Сикарио» рассказывает об операции самых демократических спецслужб на мексиканской границе и в самой Мексике. Понятное дело, не без участия уголовников. Фильм представляет собой тот редкий случай, когда почти всё сошлось: толковый режиссёр, замечательный сценарист и великолепные актёры. Получился отличный фильм из категории «кругом смерть, безысходность, помойка, обман и все вокруг подонки и твари». Замечу, это один из лучших фильмов, которые я видел за последние 5 лет и уж точно один из лучших фильмов режиссёра Дени Вильнёва. Но, до шедевра фильм немножко не дотянул. При всех своих очевидных достоинствах у фильма есть и серьёзные недостатки, а местами откровенные странности. Обо всём по порядку.
Фильм начинается с того, что спецгруппа по освобождению заложников штурмует дом, в котором засели мексиканские уголовники. Никаких заложников в доме не оказывается. Вместо них группа обнаруживает трупы, которые мексиканские бандиты замуровали в стенах дома. Это выглядит очень странно. На улице сорокоградусная жара, а у них там значит в стенах около тридцати трупов, ещё и люди в помещение сидят. Я бы ещё понял, если бы это был специальный дом, куда привозят и прячут трупы, а потом спокойно уезжают, да и то чушь собачья, поскольку любой проходящий мимо этого сарая почует трупный аромат. Вот известный выродок Джеймс Бёрк (его мастерки сыграл Де Ниро в х/ф «The Goodfellas») почему-то догадался бетонировать трупы в полу гаража. А эти что? Мне это напоминает комедию Алексея Балабанова «Груз 200», где у капитана милиции долгое время в квартире валяются два трупа и при этом никто на лестничной площадке не чует никаких запахов. Беря во внимание, что это двухэтажная хрущоба, в подъезд нельзя было бы войти. А этот шизоид ещё и в квартире сидит! Ну, у Балабанова смешная идиотия, а в «Сикарио» всё сделано для нагнетания атмосферы: жуткие обезображенные трупы, ужас и напряженная музыка.
Группа действовала под командованием агентессы ФБР (Эмили Блант), которая почему-то принимала активное участие в штурме и вообще лезла впереди всех, хотя если она руководительница, то должна сидеть у мониторов и отдавать приказы по рации. В фантастическом фильме «Чужие» такого не было. Если уж речь заходит об участии в боёвках, то сразу возникает вопрос: сколько эта дама сможет продержаться в рукопашном бою с мужиком? Там, по сути, должна быть тётенька комплекции Натальи Рагозиной, а не это чудо весом 40 кг. Как-то несерьёзно это всё.
Когда менты без сапёров полезли в заминированный сарай – это тоже 5 баллов, блин. Нельзя не вспомнить сериал «Во все тяжкие», где «опытные» мексиканские сотрудники, не догадавшись вызвать сапёров, побежали отклеивать голову Дэнни Трехо от черепахи, которая оказалась заминирована. Но, снято отлично – взрыв получился красивый.
Очень сильно насмешил диалог опытной агентессы с каким-то сотрудником:
- Что писать в докладе?
- Правду.
Дальше идёт сцена совещания. Человек из ЦРУ, представившись советником Минобороны США (Джош Бролин) приглашает героиню Эмили Блант поучаствовать в спецоперации по пресечению деятельности наркокартеля на территории США. По ходу совещания црушник задает ей вполне нормальные вопросы, а опытная сотрудница вместо того, чтобы дать нормальные ответы, начинает мерзко кривляться перед ним. И в её бараньей башке даже не возникает мысль, с кем она собственно говорит. Джош Бролин там сидит такой в шлёпках (само по себе бред, но в кино смотрится прикольно), давая понять, что он всех на известном месте вертел. Могла бы догадаться, кто он такой. Вообще странно, что ей никто не сказал, что операция проходит под юрисдикцией ЦРУ. Какой смысл скрывать от неё такие детали? Да и она, будучи дурой, по ходу фильма ничего не понимает, пока ей матёрый оперативник в конце не объясняет что к чему.
Интересная получилась оперативница в исполнении Эмили Блант. Весь фильм опытная сотрудница в любой ситуации впадает в дикие истерики. Как она с такой нестабильной психикой вообще попала в ФБР? Видимо, это такая фишка в творчестве Вильнёва. То в «Дюне» леди Джессика, у которой полный контроль над собой, постоянно пускает слёзы, сопли и слюни, то в фильме «Blade Runner 2049» репликантка-шизоид Лав плачет по своим жертвам. Ой, караул! Я думаю, это у неё такая кличка – «Оперативница».
Отмечу сцену знакомства агентессы ФБР с Алехандро (Бенисио Дель Торо) в самолёте. Уже на этом моменте я начал догадываться, что Алехандро никакой не сотрудник. У сотрудников при знакомстве как-то принято представляться, а тот её удостоил лишь лёгким кивком. Это сразу как-то насторожило.
Очень понравилась сцена этапирования мексиканского уголовника через границу, когда его во время автомобильной пробки пытались выручить подъехавшие к кортежу братки. Дельтовцы очень грамотно всех ухлопали – те даже из машин выскочить путью не успели. И бестолковую оперативницу чуть не убил продажный мент, которого она ловко застрелила. К слову, ещё до стрельбы Алехандро ей сказал, чтобы она иногда поглядывала на мексиканских ментов, сопровождавших их. Прекрасно у них там картели срастаются с властями. А так, продажные менты бывают только у нас. Сразу вспомнился прекрасный диалог из отличного х/ф «Война» режиссёра Балабанова:
- Так они все бандиты?
- Да, все.
- Это в вас озлобленность говорит
- Ну, вам виднее.
А вообще куда безопаснее было бы перевезти его на вертолёте, но без этого не было бы отличной сцены. Стрельба на границе – одна из лучших сцен в фильме.
Лучшим моментом в фильме считаю допрос-вербовку продажного мента (Джон Бернтал), который пытался задушить героиню Эмили Блант. Сцена – прекрасна. У нас бывают всякого рода идиоты, которые любят рассказывать о том, как они отказываются идти на сотрудничество с ментами, ФСБ и т.д. Был в истории нашей страны такой известный предатель, лагерный стукач и просто патологический дурачок, который всем рассказывал басни о том, как его в тюрьме вербовала оперчасть, но он не стучал и вообще про него все забыли (где-то смеются опера). А был ещё известный нацист, уголовник и т.н. борец с педофилами, который тоже рассказывал об отказе сотрудничать с оперчастью. В «Сикарио» прекрасно показана беседа о будущем сотрудничестве: разбитая рожа, тыканье пальцем в ухо, угроза опубликовать адреса родных и т.д. Ну и Джош Бролин прекрасно выступил:
- Знаешь, в чём прелесть того, что ты избит в мясо? Ещё пару царапин - никто и не заметит.
Технически круто сделана сцена ночного штурма тоннеля и перехода границы. Ночное видение у дельтовцев, вид со спутника – великолепие. Аж захотелось переиграть в добротную компьютерную игру «Arma 3». Только вот потом немного резануло глаз, что у дома местного авторитета такая маленькая охрана. Чисто фильм «Scarface», где виллу авторитетного бандита охраняет 4 человека, которых командированные колумбийцы быстренько передушили.
Под конец, когда дура-оперативница закатила очередную истерику и окончательно всех достала (в том числе и зрителей), матёрый црушник начинает лапидарно ей всё объяснять. ЦРУ, сообщает ей герой Бролина, не заинтересовано в законном решении вопроса с наркокартелями. Им нужен определённый порядок. Другими словами, вместо двух картелей, должен быть один. И, собственно, для таких вот операций и нужны люди вроде Алехандро, которого, если что, никак потом не привяжешь к ЦРУ. Ясен пончик, для опытной сотрудницы всё это становится страшным открытием. Оказывается спецслужбы США чужими руками и на чужой территории валят людей и проводят разного рода незаконные операции. Кто бы мог подумать, блин! Было смешно наблюдать за героиней Эмили Блант.
Собственно, кино-то о полной безнадёги и ситуации, когда всё сверху донизу настолько куплено, перекуплено и перепродано, что решать вопросы законными способами крайне проблематично. Остаётся только одно: мочить кого прикажут. А такие люди, как црушник и Алехандро являются всего лишь исполнителями – от них мало чего зависит в этой жизни. Вот грохнул Алехандро очередного главу картеля. И чего? Толку-то от этого? Появится другой и, наверное, станет ещё хуже, чем было до этого. Страшный фильм, однако.
Творчество Вильнёва радует в первую очередь тем, что у него всегда всё красиво (визуальная красота «Blade Runner 2049» не перестаёт поражать). И тут всё получилось как надо. Технически всё выглядит великолепно. Постоянный оператор Вильнёва Роджер Дикинс, в который раз, порадовал своей работой. Недаром дважды отхватил «Оскара». Постоянно звучит отличная напряжённая музыка, которую наши творцы частенько крадут в свои фильмы. Да и не только наши. Недавно смотрел мега-сериал «Видеть», где периодически звучит эта музыка. Совсем уже обалдели, блин. Вообще, звук в «Сикарио» - моё почтение. Смотреть надо только с хорошей звуковой установкой. Круть!
Не подкачали и великолепные актёры, задействованные в фильме.
Любимая мною по роли в шикарном фильме «Грань будущего» актриса Эмили Блант прекрасно сыграла бестолковую оперативницу ФБР – бесила с первых минут фильма. Пополнила, так сказать, копилку бесящих меня ролей. Где-то вычитал, что Вильнёв изначально на роль свирепой Лав в «Blade Runner 2049» хотел пригласить Эмили Блант, но она почему-то отказалась. Да и, честно говоря, без неё получилось как надо. Там такую фашистскую моську подобрали, что никакая Эмили Блант не нужна, в общем-то.
Мастер исполнения ролей разного рода подонков Бенисио Дель Торо и здесь отлично выступил в роли сурового сикарио. Волчий взгляд, минимум реплик, крайняя степень цинизма – всё как надо. Отличная роль, отличная. Вильнёв специально убрал из сценария 90 % реплик Алехандро, дабы придать ему загадочности. И это правильно!
Лучше всех выступил Джош Бролин в роли матёрого црушника. Постоянно острил и вообще всю дорогу вёл себя как надо. Настоящий джигит!
К сожалению или даже к счастью, не смотрел «Сикарио» в дубляже. Но, как-то раз включил телик, а там идёт «Сикарио», понятное дело, в дубляже. Попал прямо на нужный отрывок. Наши умельцы не разочаровали:
- You’re a f*cking spook!
- Чертов сексист!
«Сикарио» - достаточно злобный и циничный фильм, в котором прекрасно сочетаются драма и абсурд, боевик и триллер. Заслуживает неоднократного просмотра.
Вторая часть получилась гораздо мощнее, но, это уже совсем другая история.