ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ!!! В ДАННОЙ РЕЦЕНЗИИ ПРИСУТСТВУЮТ СПОЙЛЕРЫ, ТАК КАК... КАМОН, Я НЕ ЗНАЮ, КАК БЕЗ НИХ ОБЪЯСНИТЬ, ЧТО НЕ ТАК С ЭТИМ ФИЛЬМОМ!
Знаете, у вас бывало такое, что вы такой хотите увидеть фильм, который по идее должен вас порадовать? Ну знаете, увидеть блокбастер от многообещающего режиссёра, причём с невиданным доселе масштабом и интересными идеями? Ждать его, ждать месяцами... потом увидеть отзывы критиков, по версии которых этот фильм показывает тебе шиш вместо всего желаемого и резко занизить ожидания? А потом увидеть диаметрально противоположные отзывы в соц сетях и теперь уже вообще не понимать, чего тебя ждёт на большом экране? Потом, зайти в IMAX зал, приготовиться как к восторгу, так и к разочарованию и... даже через день или через два понятия не иметь, что ты только что посмотрел? Так вот, для меня таким фильмом и являются Вечные. Фильм, ожидания к которому у меня пол года скакали от едва ли не самого ожидаемого, до чуть ли не самого нежеланного. Что самое смешное, я до сих пор не знаю, как к фильму относиться! Он с разных сторон может оказаться как лучшим, так и худшим проектом Марвел. Судя по всему, именно из-за этого отзывы на Вечных столь противоречивы - другие люди тоже явно не понимают, чем этот фильм по своей сути является. Такое даже после просмотра трудно понять. Это скорее хороший или плохой фильм? Честно... я... не могу точно сказать.
Для начала, было давно понятно, что Вечные не будут похожи на другие проекты Марвел. После первых же промо стало ясно, что это фильм не от именитого бренда, а от режиссёра Земли кочевников. И да, после просмотра можно с уверенностью сказать, что это не фильм Марвел, да и на Землю кочевников он не особо тянет. Этот фильм, скорее, нечто среднее между Снайдеркатом с его бесконечным пафосом и попыткой интерпретировать древние мифы про богов под супергероев, Халком Энга Ли с превращением супергероики в артхаус, где диалоги преобладают над экшеном, Дюна с минимализмом в дизайне кораблей и костюмов и превосходство формы над содержание, и даже Древо жизни Малика, где пытаются объять необъятное и совместить несовместимое. Это... каким-то образом становится одновременно и плюсом, и минусом фильма, потому что с одной стороны все эти составляющие не всегда работают хорошо, и даже, скорее, плохо, но с другой, благодаря этому я смогу запомнить Вечных намного лучше, чем любой другой проект Марвел. Если перед Хлоей Чжао стояла задача сделать максимально не похожий на другие проекты этой студии фильм, то она справилась идеально. А вот тот факт, что из-за этого ого-го как сильно страдает сценарий, уже другой вопрос.
Понимаете, сюжетные дыры в КВМ это обычное явление и обычно из-за интересных персонажей и их развития мы их не замечаем или замечаем, но понимаем, что они тут играют отнюдь не первостепенную роль. Однако, Вечные это не тот случай, так как здесь их уж ну слишком много. Скажем так, если бы сюжетные дыры и условности были бы звёздами, то Вечные в этом космосе стали бы настоящим скоплением галактик. Постоянно по ходу действия возникают вопросы, типа "А почему Вечным не разрешили вступить в бой с Таносом, учитывая что тот так-то срывал все планы Целестиалов?" или "Почему им не позволили вмешиваться в человеческие войны, но дали возможность изобретать для них оружие массового поражения?" ну и "Почему, раз Вечных создавали как идеальных защитников Земли, наделили их лишь по одной способности, а не всеми сразу" и так далее, и тому подобное. Порой, некоторые сценарные допущения и вовсе объясняются тем, что "Ну... так надо. Примите это как данное". И ладно, если бы проблема была только в этом. С самим повествованием фильма постоянно происходит чёрти что и сюжет поворачивается едва ли не на 180 градусов. То есть, сначала это борьба Вечных с Девиантами, потом вдруг история превращается в войну против идеологии Целестиалов, а на Девиантов кладут болт, а потом всё вообще сворачивается в какую-то совершенно другую сторону и превращается в битву Вечных друг с другом, на которую после убийства Целестиала тоже кладут болт. Прибавьте к этому постоянные перебивки во времени в стиле нолановского Бэтмена и вы получите фильм, где даже подготовленному зрителю трудно уловить нить повествования, не то что рядовому зрителю, который пришёл на сеанс тупо посмотреть блокбастер, а его с головой окунают в странные конфликты, которые меняются быстрее, чем они успевают закончиться. И длиться всё это странное нелинейное действие, на минуточку, ДВА С ПОЛОВИНОЙ ЧАСА. И только зритель успевает более менее понять происходящее, как в сцене после титров из волшебного космического портала вылезает тролль-алкоголик, представляет вокалиста из One Direction, и тот сообщает им, что их друзей забрал гигантский местный Гандам, чтобы устроить над ними вселенский суд. Сюжет тут едва ли не главная проблема. И ладно, если бы подобный абсурд преподносился бы с долей самоиронией, как в других проектах Марвел, но тут нас со всей серьёзностью окунают в происходящее, которое ещё и трещит по швам из-за неровного повествования и допущений, к которым ну невозможно не придраться.
А вот к чему мне не хочется придираться, так это к персонажам, которых интересно раскрыли как личностей. Многие жалуются на то, что в фильме их слишком много, однако как мне кажется за хронометраж я сумел понять каждого из героев. Их характеры и мотивы вполне хорошо раскрыты, а химия между ними так и вовсе превосходна. Да, действия некоторых из них вызывали вопросы (Аяк и Икарис за фильм много раз поступали довольно противоречиво), но в общем и целом Хлое Чжао удалось сделать героев, вызывающих сопереживание, даже из ну до скрежета зубов правильной Серси. Как простые люди с человечными проблемами Вечные удались на славу, а вот как супергерои тотчас да наоборот. Понимаете, очень многие отмечали, что у большинства Вечных вторичные способности, да ещё и показанные в посредственных экшен-сценах. И... это правда. Почти никто из них не выглядит оригинально, а то и вовсе смотрится вторично. Трудно не обратить внимание на то, что "Хей! А Маккари то спидстер! Прям как Флэш!", или "Блин, а Спрайт то создаёт иллюзии, как Локи", ну и "Друиг контролирует разум! Так Профессор Икс так делал!". Не знаю, есть ли смысл говорить про образ Икариса? То есть, вы поняли насколько вторичные герои! Чёрт, да они сами же внутри фильма стебуться над своей неоригинальностью, сравнивая друг друга то с Суперменом, то с Доктором Стрэнджем! Из всех Вечных запоминающаяся способность была лишь у Фастоса, который клёво превращал механические сферы в оружие. А в остальном, у этих героев отсутствует то, что присутствует у любых героев Марвел - оригинальность. Когда нам говорят о боге грома и молний с молотом мы сразу представляем Тора, о чуваке, одетым в американский флаг и носящий аналогичный щит, то это Стив Роджерс, о группе разношёрстных маргиналов, в чьей команде есть говорящий енот, то определённо Стражи Галактики. А Вечных же ничего такого сказать нельзя, так как не смотря на свою проработку характеров, они остаются вторичными героями.
Обычно трудно чего-либо сказать о визуальной и технологической составляющей в подобных фильмах, однако Вечные - особый случай. Так, в отличие от большинства проектов студии, он снят на натуре. И это с одной стороны плюс, так как визуально фильм выделяется на фоне остальных, а с другой из-за этого он смотрится не так живописно, как другие представители Марвел. Вспомните живописные локации планет в Стражах Галактики, эффектную Ваканду из Чёрной пантеры, квантовые миры во втором Человеке-муравье. Не знаю, есть ли смысл что либо говорить о двух последних частях Мстителей, богатых на разнообразные краски и цветокор. В Вечных же локации во многом какие-то совсем блеклые. Вот битва на простом сером пляже, вот схватка в затемнённом городе, вот другая битва на сером пляже, вот персонажи ходят по пустыне, вот они уже в простом лесу, вот опять битва на сером пляже и так далее... Изредка нас радуют отличными кадрами заходящего солнца и появлением массивных Целестиалов на фоне необъятного космоса, но этого отнюдь не достаточно. Фильм оказыватся очень бедным на действительно шикарный визуал, хотя вон атмосфера в нём просто отличная. Она настраивает на должное настроение. Где надо чувствовать маленькие, но ламповые сцены, нам показывают ламповые маленькие сцены, а где масштаб и эпик - там будет масштаб и эпик. В этом Хлое Чжао не откажешь - она действительно умеет подбирать нужное настроение для каждой сцены, пусть они и не всегда логически следуют друг за другом.
Но главная проблема Вечных даже не сценарий или отсутствие оригинальных героев. Основная проблема фильма - это множество интересных идей, которых не смогли до конца реализовать в силу нехватки хронометража. Например, нам часто задают вопрос о целесообразности действий Целестиалов. Обязательно ли рисковать миллиардами одних существ ради появления триллионов? Это очень интересная тема, с которой можно действительно хорошо развернуться. Но проблема в том, что эта идея возникает буквально из неоткуда, и не успевая полноценно раскрыться. Или например в фильме есть главный антагонист (если, конечно, к данному фильму можно найти одного полноценного антагониста) в лице Девианта Кро, который говорит, что они с Вечными не такие уж и разные и созданы по сути для одной лишь цели. Опять таки, интересный концепт, что и условное добро и условное зло созданы кем-то более могущественным лишь для своих абстрактных целей. Но эту фразу роняют лишь один раз и потом мгновенно забывают, а ведь могло выйти едва ли не самое интересное сценарное решение за всю историю Марвел. И так происходит с очень многими сюжетными линиями в фильме - эволюция Девиантов после убийства Вечных, невозможность любви у простых смертных и всесильных богов, любовные линии между некоторыми из Вечных, и даже мимолётом поднята тема колеса Сансары и перерождения. Все эти клёвые идеи и концепты так и остались лишь клёвыми идеями, которые никто так и не развил.
Но если говорить в общем и целом - каким же всё-таки вышел фильм? Худший ли это проект Марвел или крутой непонятый эксперимент с привычным жанром? Лично я... не знаю. Про Вечных сложно что либо сказать однозначно, потому что в нём много как интересных, так и абсолютно не раскрытых элементов. С одной стороны, проект пытается уйти в непостижимые, ранее невиданные масштабы, а с другой, быть камерным фильмом о простых людях с простыми проблемами и желаниями. С одной стороны - этот фильм пытается отойти от формулы простых блокбастеров и стать монументальным фильмом, который мгновенно признают как столп кинематографа, а с другой - простой супергеройский попкорн для любителей массового кино. И вот на этой попытки угодить сразу всем ,фильм и спотыкается, разваливаясь на разные части. У создателей явно были амбиции, но не хватило то ли мастерства, то ли желания, чтобы полноценно их раскрыть. С другой стороы, фильм от этого не становится плохим. Опять-таки, сама попытка добраться до совершенно нового уровня фильмов уже вызывает уважение, отдельные элементы, которые не складываются в общий фильм, интересны сами по себе, а персонажи вполне способны заставить в себя влюбить. Поэтому, довольно трудно сказать сейчас, действительно ли эксперимент оказался столь провальным. Неровным, да, но не стопроцентно провальным. Возможно, с течением времени мы сможем понять, стал ли фильм началом "Новой Эры" Киновселенной, как хотели создатели, или же окончательно её похоронил. Лично я до сих пор думаю о том, правильную ли я оценку поставил фильму, а это уже что-то таки значит.