Кто-то в раннем детстве гадал, кто круче - Брюс Ли или Чак Норрис, Шварценеггер или Сталлоне, а вот я о том – круче Ален Делон или Жан-Поль Бельмондо:) Видеоплеера и интернета в доме ещё не было, а потому проводником в мир кино было обычное эфирное ТВ и не редко там крутили боевики с участием этих французов. Полицейский в отставке, детектив, уставший пилот ищущий сокровища, добродушный мошенник – юный я попадал на отдельные сцены из этих фильмов. Казалось, что Жан-Поль старается разбавить свои фильмы комедийными ролями, а Делон тяготеет к драме, но всё же для меня они были героями боевиков, вершащими справедливость. И получилось так, что первое, что я увидел из "Профессионала" - это его финал. А если знаешь конец, то весь фильм уже и не особо смотреть охота. Так, долгое время "Профессионал" не был полностью отсмотрен и считался обычным боевиком того времени с "необычной" концовкой. Когда же фильм всё-таки был отсмотрен по рекомендации от начала и до конца, то он мне не то чтобы сильно понравился…
По сюжету фильма, оперативного агента Жосслена Бомона ловят в одной из африканских стран и за подготовку убийства местного президента приговаривают французского подданного к многолетнему заключению и каторжным работам. Спустя почти два года Жосслену удаётся сбежать и он возвращается в Париж… Чтобы выполнить своё незаконченное задание.
Сейчас так не снимают – в том смысле, что к 2021 году фильм в техническом плане заметно устарел. Взять хотя бы вступительные титры с кадрами из будущих сцен, которые повторяются несколько раз и крадут драгоценные минуты хронометрожа. Камера оператора снимает без особых изысков – нет каких-то необычных приёмов, ракурсов, переходов; ладно хоть камера работает плавно и не трясётся. Музыка от Эннио Морриконе бесспорно шедевр, но одна композиция почти на весь фильм, которую зритель услышит как минимум раз двадцать при просмотре – спорный момент, который понравится не всем. Экшен сцены сняты, как бы это выразится, по нынешним меркам не кинематографично; да и звуки ударов можно было сделать потише, а то начинают вспоминаться индийские фильмы.
Но в итоге фильму поставил оценку 9 из 10. Почему? Потому что некоторые фильмы раскрываются со временем; так сказать, пересматриваются в подходящее время и под нужное настроение, и тогда на первый план выходят сильные стороны, затмевая собой теперь малозначимые недостатки. При последнем просмотре "Профессионала" мне подумалось о теле и душе. И если техническая часть фильма со временем всё больше будет "дряхлеть", то вот душа останется бессмертна. Жан-Поль и одна единственная музыкальная композиция ещё не раз заставят пересмотреть этот фильм. Первые двадцать минут я могу пересматривать просто в отрыве от всего фильма. И вроде Жан-Поль играет такого же героя детства, но видеть его персонажа надломленным после наркотических пыток; сильного мужчину, который оказывается тоже может боятся смерти и, сидя возле умирающего человека в степях чужой страны, переосмысливающего свою жизнь; глаза, говорящие лучше тысячи слов – это производит впечатление. И всё это под потрясающую музыку от Морриконе. После побега Жосс оправится от ран и не разучится шутить и улыбаться, но прежним ему не быть; "солдатика Жосслена Бомона с "голубыми глазами" они всё же смогли убить", а потому, пока беглый спецагент будет мстить правительственным предателям, весь фильм будет играть та единственная мелодия "Le vent, le cri" (Ветер, крик), словно постоянно напоминая зрителю и Жоссу, за что он борется и через что прошёл. У Бельмондо и сценаристов получился по настоящему живой персонаж, за которым интересно наблюдать. Мститель, которому из-за сжатых сроков приходится импровизировать, а вместо отсутствующей техподдержки порой помогает везение. Любящий муж, сначала посылающий букет бывшей любовнице. Мастер боевых искусств, который остаётся уязвим для пуль. Профессионал, который знает все уловки спецслужб, но тем не менее не всегда может их обойти, а потому иногда отдаётся воли случая, но всё равно смело идёт к своей цели. Систему не сломать, всем лицемерам и предателям не отомстить, но за эти три дня они надолго запомнят Жосслена Бомона.
Возвращаясь к мыслям из детства и в этот раз не зацикливаясь только на одних ролях в боевиках, между Делоном и Бельмондо свой голос отдам всё же в пользу второго. Ничего не имею против жанра "драма", но фильмы вызывающие улыбку, я ценю больше, а у Бельмондо они мне попадались чаще. Недавно Жан-Поля не стало и мне грустно при этих мыслях. Но фильмы с его участием будут продолжать радовать, заставлять думать и улыбаться – за это спасибо, за это навсегда в моём сердце.