KinoNews.ru
Перейти на полную версию
Новости
Премьеры
Трейлеры
Рецензии
Статьи
Фильмы
Сериалы

Рецензия к фильму "На следующий день" от Maiki

В радиоактивный пепел

Фильмы-катастрофы на сегодняшний день, можно сказать, уже полностью изжили себя как полноценный жанр. И, к величайшему моему сожалению, начинают стремительно угасать. На смену одиозным и смелым блокбастерам приходят локальные малобюджетки, собирающие вокруг себя лишь малые крохи зрительского внимания и кошелька. Они никак не идут ни в какое сравнение с "разрушительными чудовищами", которые лишь только вчера лихо пировали знатными дарами кинотеатров. Но я не об этом. Почти в каждой из подобных историй, будь то приближающаяся комета, способная стереть с лица планета "человеческую ухмылку", вулкан, не сдерживающийся посреди города, ураган, подметающий всё на своём пути, есть множество значимых условностей, используемых в угоду зрелищности постановки. Но есть и фильмы подобно этому, которые строятся далеко не на зрелищности или "убойной" картинке с тоннами впечатляющего экшена на экране, а пытаются сделать яркий упор на какой-либо глубокой мысли, способной изменить не просто наше мировосприятие, но и целое мировоззрение.

Сегодня данную ленту многие критики смело назвали бы артхаусом, скованным человеческими страхами, драмами и страданиями. Тематика ядерного апокалипсиса не угасает с тех самых пор, как была создана, испытана, а потом и дважды применена ядерная бомба в середине прошлого века, ознаменовав начало новой эпохи вооружения. Судный день перестал быть христианской присказкой и религиозной россказней, а превратился в самый реалистичный исход человечества. В то время как придуманный учёными термин "Часы Судного дня" стал символическим атрибутом этого самого конца, где стрелки неумолимо стремятся к полуночи для человечества. Но сегодня мы, кажется, стали забывать о том, как опасно и непредсказуемо ядерное безумие. Из зомбоящиков нам то и дело щебечут о стирании в небесную пыль наших врагов, попадании сразу в рай и неоднократного бахания в труху любой из угроз. Презрение, злоба, отвращение, гнев, безумство и непонимание стали новыми всадниками из забытых времён. А нечеловеческая готовность уничтожить чужую страну в отместку за их политику и порой неадекватные выходки заставляет активно проявлять внимание к подобным фильмам, в ярчайших красках, рассказывающих о последствиях необдуманных решений.

Вот и "На следующий день" старательно выстраивает данную концепцию. Непонимание и делёжка сфер деятельности в раздробленной Германии становятся для США и СССР настоящей проблемой, переросшей из заурядного локального конфликта в самый настоящий ад на земле. Если сперва страны и пытались уладить разногласия полюбовно, нежно схватив друг друга за горло, то все их старания в итоге обернулись открытым противостоянием двух регулярных армий сверхдержав. В то время как идея о применении ядерного арсенала, так и витала по немыслимо раскалённому воздуху, сдерживаемая лишь катастрофичным ответным ударом. Но тумблеры в головах растревоженных лидеров уже было ничем не сдержать и вот он – щелчок, ракеты на старт и весь мир, по классике, в труху. И если вы сейчас представляете, как фильм в красках демонстрирует данные моменты, заостряя внимание на "злём" Советском генерале или "беды с башкой" Американском деде, то вы сильно ошибаетесь. Вся прелесть ленты заключается в том, что мы окажемся среди самых простых американских граждан, вовлеченных в свои скучные и повседневные дела, которые обречённо выжили после обрушившегося на них ядерного града. Наблюдая впоследствии и за дальнейшей судьбой этих самых "счастливчиков", оказавшихся после пережитого в новой схватке. Но теперь с неведомым врагом, с которым уже невозможно договориться. Он неосязаем, он скрыт от людских глаз, он вездесущ, не зная ни страха, ни жалости, ни сожаления.

Лента среди прочих фильмов-катастроф интересно выделяется, наверно, одной из самых длительных экспозиций на моей памяти. Этакая тягучая половина простецкой американской глубинки, близь одного из стратегических объектов ядерного сдерживания, местные жители которой давно свыклись с потенциальной угрозой из-за его нахождения. Пройденный Карибский кризис придал многим чувство тревоги, но исход того недопонимания вселил и надежду в разрешении подобных конфликтов. Поэтому мало, кто из представленных жителей сильно обеспокоен обострившимся конфликтом, о котором, кстати, мы вместе с остальными узнаем из отрывков репортажей по телевизору и новостей по радио. Но оживленных споров с разной точкой зрения всегда будет в достатке. От персонажа к персонажу нам предстоит пометаться среди десятка основных действующих лиц, намёками понимая, что каждый из них, как впрочем, и остальных, по сути, и есть главный герой этого рассказа. Будь ты заведующий врач из местной больницы, студент одного из училищ, молчаливый странник, военный в самоволке из той самой базы, запуганный член самой обыкновенной семьи фермеров перед порогом свадебного торжества, или даже бездомный, который просто захочет пить.

Вся эта история целиком про всех и каждого, мельком затрагивающая уже в 80-ых многим хорошо сегодня знакомые проблемы во время любого кино апокалипсиса. Здесь нам и нечеловеческая жестокость, и мародёрство, и слепое доверие, и безразличие, и утрата всякой надежды. Но настолько поверхностно и вскользь, что практически и незаметно для современного зрителя. К спецэффектам ленты также у многих могут возникнуть претензии. Они малочисленны и визуально очень слабы. Перекрываются же эти недостатки их превосходнейшей постановкой – до чертиков пугающей и наполненной завораживающей глубиной пронзающего тебя насквозь необузданного страха пережить нечто подобное. А вот почти полное отсутствие музыкальных тем для картины стало явно самым выигрышным вариантом. Если в начальных титрах и паре мелких моментов звучит приветливая тема с нотками ностальгической теплоты и витающей надежды на будущее, то в дальнейшем нас ждёт почти безмолвная пустота, заполненная только лишь "металлическими" окружающими звуками и звуками нечеловеческих страданий.

Кстати о них. Лейтмотивом второго акта картины является драма, развернувшаяся после вышеупомянутых событий. Хоть я уже и указывал на множество главных героев, крайне выделяются среди прочих оскароносный Джейсон Робардс и такой молодой Стив Гуттенберг, не запятнанный ещё комедийными ролями и сумасбродными типажами. Их партии – это локомотив фильма, который тащит на себе и объединяет все трагедии данной истории. На первый взгляд они вроде бы никак и ничем не связаны, но чем дальше мы будем идти по сюжету, тем больше находить взаимосвязь между ними. "Безнадёжное" стремление попасть домой к своей семье перебьётся абсолютно бескорыстным желанием спасти совершенно незнакомых им людей, которых они увидят впервые. Они знают о смертельной опасности радиации и точно осознают, что с ними и остальными в дальнейшем произойдёт. Вопрос в том, когда лишь. Это чрезвычайно усиливает их драматичный жизненный момент и заставляет смотреть совсем по-иному, нежели чем могли бы.

"На следующий день" – это целый альманах человеческих судеб во время апокалипсиса, переплетённых единой историей. Небольшой бюджет и направленность на телевидение явно где-то и во многом помешали амбициям создателей, и без того метавшихся в поисках режиссёра. Но множество номинаций и две победы в премии Эмми с лихвой окупили все старания создателей телепроекта. Но главное, их просьбы обратить весь мир внимание на вероятную проблему были услышаны и увидены обычным зрителем, который воочию убедился в разрушительности ядерного оружия. Ведь мало кто из киношников решался тогда на подобные темы с катастрофичными последствиями и разрушениями. Доктор Стрейнджлав всё же был скорее сатирой на американскую военную машину с элементами чёрной комедии, а более значимых работ для зрителей не наблюдалось. Поэтому ленту Николаса Мейера можно по праву считать родоначальником нового жанра постапокалиптики, который, к огромному сожалению, на данный момент практически полностью забыт. И лишь к концу ленты после постигнутого бес кромешного мрака и абсолютной безнадёги невинный плач младенца под испуганные взгляды окружающих вновь дарит зрителю небольшую надежду. В то время как герой Робардса "успешно" всё же добирается до места, которое он некогда величал своим домом. И эта сцена теперь навсегда отложится в моей памяти. Сцена, от которой не стыдно будет пустить даже слезу.
Автор: Maiki
18.07.2021
Оценка читателей: 10 из 10 (голосов: 7)
Страница фильма: На следующий день

Новинки кино:

У франшиз "Чужой" и "Мстители" появился кроссовер
Андроид Дэвид из "Прометея" оказался злодеем во вселенной Марвел
Леди Гага получила роль во втором сезоне сериала "Уэнсдэй"
Звезда "Джокера 2" снимется в популярном сериале Нетфликс
Фильму "Миссия: Красный" с Дуэйном Джонсоном грозит провал
Боевик, вероятнее всего, повторит судьбу "Черного Адама"
Актриса Ева Лонгория вывезла семью из "мрачных США"
Звезда "Отчаянных домохозяек" больше не считает США хорошим местом для жизни
Лучшие российские и зарубежные сериалы ноября 2024 года
"Дайте шоу", "Молот ведьм", "Дюна: Пророчество", "Департамент", "Дети перемен"
Рецензия на фильм "Гладиатор 2". Цирк с конями
Любители истории Древнего Рима и фильма "Гладиатор" явно заслуживали большего