В июле вышло два важных проекта от этой студии про двух весьма обожаемых фанатами персонажей - фильм про Чёрную Вдову и финал серила про Локи. И если первый проект оказался типичным блокбастером Марвел, который мало чего может предложить действительно стоящего (за исключением главного злодея, слитого до одури банальным твистом), то Локи вышел не просто хорошим сериалом, но, возможно, будущим эталоном для других грядущих фильмов и сериалов из этой вселенной. Причём более того, он оказывает ключевое влияние на весь местный мир, не просто расширяя, но переворачивая с ног на голову. И нет, это не пустые слова, которыми современные критики разбрасываются иногда к месту, но чаще ни к месту. Достоинства Локи действительно велики, причём достаточно, чтобы назвать его одним из лучших сериалов года. И вот почему.
Но для начала предупреждаю. Почти все плюсы сериала невозможно охарактеризовать без спойлеров. Так что да, возможны спойлеры. И даже не возможны, а наиболее вероятны.
Итак, в первую очередь я задам вопрос - "А для чего в принципе нужны спин-оффы про любимых персонажей?". Для того, чтобы узнать те подробности о герое, о которых раньше не знал и, ещё лучше, полностью деконструировать сложившейся у него образ. В качестве удачного примера можно привести Сола Гудмана. Изначально многие воспринимали его как довольно подлого, но харизматичного адвоката в сериале Во все тяжкие, но его сольный проект раскрыл его с новый стороны. Было показано, что это драматическая личность, которой пришлось пойти по иному пути из-за внешних обстоятельств. Такому герою начинаешь сопереживать и воспринимать по-другому. В качестве неудачных примеров можно вспомнить Хана Соло и... да хоть только что вышедшую Чёрную вдову. В смысле, да, мы увидели, что происходило с персонажами раньше, но сами их образы в наших глазах вообще не поменялись. Соло как был в наших глазах обаятельным засранцем, пытающегося всех надурить, так им и остался. Наташа Романофф как воспринималась фанатами крутой и сильной шпионкой в большинстве прошлых фильмах Марвел, так и продолжила таковой восприниматься. Мы узнали какие-то подробности из жизни героев, но в них особого смысла нет, поскольку они остались теми же, кем мы их видели ранее. Но что насчёт Локи? Его образ не просто заново раскрылся для зрителя, он координально изменился. Во многом благодаря не только актёрскому мастерству Тома Хиддлстона, но ещё и грамотно поставленных сцен. Взять к примеру одну из моих любимых сцен в сериале, где Локи видит все события, которые с ним должны были произойти в следующих фильмах после Мстителей. Мы наблюдаем, как Локи становится зрителем своего собственного будущего и то, как он на него реагирует: как он реагирует на примирение с братом, на смерть отца, на свою собственную смерть от рук Таноса. И не просто анализирует эти события, но и делает из них определённые выводы, желая изменится и не постигнуть той же участи, что и другой он. Просто шикарная сцена. Не только психологически сильная, но и сюжетно важная. Именно она становится толчком к дальнейшему изменению персонажа. Локи постепенно весь сериал будет превращаться из типичного шалуна и трикстера в самодостаточную развитую личность, которая постигнет чувства ответственности, заботы и даже подлинной любви. В конце, когда герой планирует довершит сделать начатое, он уже делает это не ради власти и других корыстных целей, а ради благополучия других жителей мультивселенной, и не произошло чудовищной катастрофы. Просто отличнейшая проработка образа и попытка его переосмыслить.
Но сериал, что самое удивительное, развивает не только самого персонажа, но и значительно расширяет саму Киновселенную. Вот я более чем уверен, что очень многие после премьеры Финала заявляли что-то вроде "Марвел после этого фильма больше ничем не сможет удивить". Причём лично мне приходилось слышать подобное не от простых зрителей, а от ярых фанатов их франшизы. Но Локи словно Ник Фьюри из Мстителей говорит "ставлю 20-ку, что вы ещё удивитесь" и, что ж, я уже лишился своего дневного заработка. Проекту удалось не просто значительно расширить мир Марвел, он буквально доказал, что все прошлые фильмы это подготовка к нечто куда более масштабному. В качестве примера приведу сцену, где Локи в попытке побега видит целый ящик Камней Бесконечности. И тут чувак работающий в УВР ему заявляет "иногда мы их как пресс-папье используем". Если бы сериал снимал Шэйн Блэк, то это был бы просто твист ради туповатого гэга, аля Трэвор Слэттер, который в первую секунду вызывает шок, а затем неподдельный гнев. Но данная сцена не просто очередная шутка, которая скорее раздражает, чем смешит. Это попытка зрителя настроить на ещё большие масштабы. Так же, как сам Локи, так и зрители осознают, что Киновселенная уже превратилась в Мультивселенную. В этом мире Камни Бесконечности уже не могущественные артефакты, а обыкновенные безделушки для офисных планктонов. Но подобное ни разу не обесценивает всю остальные прошлые фильмы, злодеяния Таноса и бой с ним Мстителей не на жизнь, а на смерть. Тут нету такого, как в Последних джедаев, где все ожидания превратились в пыль, а сам любимый мир полностью "разрушен". Эта сцена лишь даёт понять, что ждёт фанатов впереди и от того Локи становится чуть ли не самым важным на данный момент их проектом. И буквально весь сериал неоднократно доказывается, что правила игры окончательно поменялись, и назад пути уже нет.
При этом, сам сериал сделан в духе персонажа не только визуально, но и концептуально. Каждая серия до конца водит зрителей за нос и в итоге всё вливается в массу сюрпризов. Невозможно предугадать, какие события произойдут, и какое значение они будут иметь. Вот, например, была такая сцена, где кажется словно Локи безвозвратно убили, причём в самый неподходящий момент. Но потом оказывается, что он выжил, и это лишь твист вместо фальшивого твиста. Звучит странно, но так оно и есть. В сериале часто такое происходит, что мы ждём одного, происходит нечто совершенно другое, а потом оказывается, что это обманка ради настоящего твиста. И это не просто сюжетные повороты ради сюжетных поворотов, как Шьямалан завещал. Тут каждый фальшивый твист настраивает зрителей на один сюжет, а потом появляется настоящий твист и резко их перенастраивает на другой. Тут стоит благодарить сценариста Рика и Морти Майкла Уолдрона. Так что сомнений не остаётся, что человек знает, как играть со зрительскими ожиданиями. И хотя Локи вышел не настолько безумным как Рик и Морти, но в рамках своего рейтинга сценарист тут справился на отлично.
Причём рука Уолдрона видна не только в хорошо работающих твистах, но и в местном юморе. В фильмах Марвел часто присутствует юмор, какой-то к месту ("Раньше посох не подводил"), а какой-то ни к месту ("У МЕНЯ КАКАХИ ИСПОЛИНСКИЕ!"). Однако в Локи работает практически каждая шутка. Юмор почти везде тут завязан на абсурдности ситуации. Начиная с того, что Локи в принципе без всяких объяснений похищают межвременные агенты, аля Гравити Фолз и заканчивая Аллигатором Локи, всё здесь настолько абсурдно, что невольно начинает смешить только фактом своего присутствия. Однако лично по моему мнению лучше всего в Локи работает именно чёрный юмор, и да, его тут предостаточно. Взять, к примеру, предысторию Сильвии, женской версией Локи. Её тут будучи маленькой девочкой похищают эти самые агенты, причём без каких-либо разъяснений. Её таймлайн стёрли и её саму собирались стереть, причём неизвестно за что. И даже сама судья, встретив Сильвию спустя долгие годы, уже и не помнит, за что собиралась её стереть. То есть, по сути, это могло быть мелочное "преступление против таймлайна" (взяла не в ту руку игрушку или не пошла вовремя к маме) и из-за него героиня навсегда лишилась своего дома. Не знаю, может быть это я испорченный, однако мне это кажется реально уморительным. Тот факт, что Сильвия все эти годы мстила УВР за порушенную жизнь, а в итоге её нексус-событие даже не имело мало-мальского значения, раз его даже не запомнили. Или, например, когда Локи и Мобиус прилетают в Помпеи, дабы проверить теорию Локи. А завязана она на том, что не возникает нексус-событий при масштабных апокалипсисах (смотрите сериал, чтобы всё это понять). И вот, теория Локи оказывается правдивой и Мобиус рад, что они на шаг приблизились к разгадке... но при этом на их глазах гибнут тысячи людей из-за вулкана. То есть, вы поняли, насколько это чёрный юмор? В любом другом фильме гибель города из-за вулкана была бы преподнесена как трагедия, однако тут главные герои не придают этому значения. Они рады тому, что могут в скором времени поймать беглеца из другого таймлайна, хотя на их глазах сгорает город. Это настолько пошло, но в то же время так забавно, и при этом с рейтингом PG-13. Поэтому юмор тут, пусть и своеобразный (Как в Рике и Морти, всё-таки), но реально классный.
Но в Локи не только полно юмора, но и, как ни странно, глубинный смысл. Для кого-то это, может быть, шок, однако в проектах Марвел есть глубинный смысл, причём довольно интересный. Это может быть разносторонняя оценка современной Американской политики (Чёрная пантера), или попытка рассмотреть тему взросления (Человек-паук), или проблема перенаселения или злоупотребления власти (Война Бесконечности). Однако, как мне кажется в Локи куда более интересный глубинный смысл. И я имею ввиду не очевидный, как та же тема злоупотребления власти и полного непонимания своих действий (это про УВР), а касательно более "зарытого", так сказать. Конечно, может в этом ничего и нет, однако как мне кажется, разные версии этого персонажа можно рассматривать, как разные грани ОДНОЙ личности. В частности, в самом сериале персонаж Мобиус понимает, что Локи полюбил свою версию из альтернативной реальности, то есть, самого себя. Тут можно предположить, что Локи пытаясь перевоспитаться, увидел другую грань собственной личности и, так сказать, полюбил её. Своего рода, такой вот оригинальный психоанализ, попытка глубже заглянуть в свою собственную сущность. И это касается не только Сильвии, но и остальных "вариантов". Он может быть кем угодно - могущественным изнемождённым жизнью стариком, ребёнком и даже чёртовым аллигатором. Каждый вариант своего рода часть его собственной личности. И пытаясь их понять, Локи понимает самого себя. Как мне кажется, так и есть, а может я просто подцепил синдром поиска глубинного смысла)
Можно ещё написать про клевую игру актёров (Том Хиддлстон, София Ди Мартино, Оуэн Уилсон, Гугу Мбата-Роу и даже Ричард Э. Грант и Джонатан Мэйджорс в своих маленьких, но запоминающихся ролях шикарны), отличную визуальную составляющую и, возможно, лучший и самый атмосферный саундтрек, но не это самое главное. Всё это обёртка, а под ней скрывается настоящая конфетка, которую надо просто распробовать. Действительно ли сериал настолько хорош? Блин, само собой да! Конечно, у него могут быть и минусы, однако плюсы настолько их перевешивают, что замечать их просто не хочется. Локи настоящий самородок, где идея не просто хорошо, а идеально реализована. В хорошем смысле этого слова странный и действительно непредсказуемый он явно способен удивить. Возможно, Локи был лишь разминкой перед настоящей Мультивселенной безумия, однако сейчас это однозначно один из лучших проектов Марвел, который доказывает, что они ещё могут удивить.
P. S. Возможно, Киновселенная и закончилась, однако Мультивселенная только начинается