Фильм «Симаррон» начинается с одной из величайших гонок в истории кино. Сцены, снятые задолго до появления «зелёных» экранов и компьютерной графики. Так что заподозрить создателей подобного действа в каких-либо технических ухищрениях и манипуляцией с картинкой невозможно. Пять тысяч статистов принимало участие в сцене погони за «освобождёнными» от индейцев целинными землями. Не каждое, пусть и самое масштабное историческое побоище на экране не может похвастаться таким количеством задействованных в кадре актёров. А 28-мью операторами, снимавшими этот старинный «Форсаж», и подавно. И вся показанная конная «вакханалия» проносится с грохотом и улюлюканьем в направлении своего «светлого будущего». Это даже на экране выглядит грандиозно и опасно. Что же говорить о реальном съёмочном процессе. Одну только эту сцену снимали целую неделю. Этот факт помогает оценить масштабность съёмок.
Но это лишь малая толика людских злоключений в двухчасовом поиске приключений и неуловимого счастья, в который ввязался и наш главный герой фильма, Янси Крават. Погнавшись за мечтой о лучшей жизни, Крават перевозит жену и четырёхлетнего сына в развивающийся город, буквально за одну ночь выросший посреди пустыни нового штата Оклахома.
Но, в отличие от других охотников за удачей, Янси не ставит перед собой цели разбогатеть или сыскать славы. Им руководят более возвышенные идеалы: любовь и преданность, чувство долга и локтя, честь и справедливость. Но, не в силах совладать с порывами своей метущейся души, Крават часто бросается в омут, на помощь униженным и обездоленным, в поисках применения своим по тем временам недюжинным талантам, жаждая приключений, как и любой другой романтик века открытий и первопроходцев. Даже война не останавливает его, а наоборот тянет вступиться за Отчизну, влечёт духом патриотизма. А ради стремления навести порядок в штате и встать на борьбу с несправедливостью к коренному населению, Янси берётся и за политику, но дело, замаранное «грязью» бюрократии и коррупции, что естественно, вряд ли смогла бы стать вотчиной и оплотом для человека со столь возвышенными и чистыми побуждениями. Будь он рожденным в космический век, несомненно, стал бы покорителем межзвёздного пространства. Кравату тесно в узких рамках земных просторов, про него слагают легенды, сотнями слухов «пестрят» разговоры о нём его друзей и знакомых про то, что Янси видели в тысяче миль от дома. И пусть отстранённость его по отношению к окружающим, и даже к своей семье, не делает ему чести, часто приводит к осуждению со стороны, непониманию и слезам супруги, ведущим к сочувствию сердобольных соседей. Но это не вина Янси Кравата, как не хотелось бы так думать. Таков он есть, такова его природа. Оставшись надолго на одном месте, он был бы раздавлен бытом, зачах бы без свободы и приключений в четырёх стенах, как цветок без влаги и солнечного света.
Но всё же Янси не смог бы воплотить свои чаяния в жизнь без надёжной опоры сильной женщины, любовь к которой он пронёс сквозь годы, чья преданность и верность не подвластна не расстояниям, ни горестям. Женщины, всегда поддерживающей идеалы мужа, пусть и до конца не понимающей их, полной здравого, не навязчивого феминизма, прекрасной матери его детей. Более сорока лет она растила детей и внуков, часто не видя супруга, но не теряя надежды на новую встречу.
Финал фильма тем более важен своим посылом, своеобразным трибьютом всем первооткрывателям и пионерам науки, путешественникам и учёным, положившим свои жизни на алтарь человеческих достижений и знаний, а также тем, кто ждёт их дома, у семейного очага, не переставая надеяться и верить в них.
Несмотря на глубокий смысл, «Симаррон» всё же является вестерном. А какой же представитель этого жанра без перестрелок! Таких сцен в фильме всего две. Первая из них выставляется неким подобием правосудия, скорого и неминуемого, хоть и вынужденного. Вторая, продолжительная, более трагичная своим итогом и ставящая целью больше раскрыть характер Янси Кравата.
На протяжении фильма интересно наблюдать, как разрастается город, ещё относительно недавно бывший небольшим поселением посреди бесплодных земель. Забавно в наше время бешеной скорости слышать, как новоиспечённый владелец автомобиля хвастается своим приобретением, способным разогнаться до 30 миль в час и у которого складываются ветровые стёкла. Также вызывает улыбку удивление новой модой в одежде.
Кинокартина не лишена хорошего юмора. Чего стоит один лишь достойный ответ пожилого еврея знатной даме в летах, кичащейся родственными связями с подписантом Декларации Независимости Соединённых Штатов. Персонажи все запоминающиеся, отлично раскрытые, даже появляющиеся совсем ненадолго. От темнокожего мальчугана-прислуги, стремящегося в нарядах походить на своих хозяев, вызывая этим смех городского люда, до печатника-заики, пытающегося безуспешно избавиться от своего речевого недуга.
Фильм «Симаррон» был первым вестерном, удостоенным столь высокой награды – Премии «Оскар» и сразу в номинации «Лучший фильм». Также кинокартина удостоилась ещё двух статуэток в номинациях «Лучший адаптированный сценарий» и «Лучшая работа художника» и была представлена во всех остальных номинациях. И история героического освоения диких прерий – не единственное достоинство фильма, приведшее к подобному признанию. Фильм не даёт ни разу заскучать на протяжении двухчасового хронометража. Но, как обычно бывает, не обошлось без ложки дёгтя. «Симаррон» провалился в прокате, несмотря на блестящую критику. Возможно, причиной этого стало обвинение создателей фильма в расизме. Но, тем не менее, такие кинокартины, как «Симаррон», даже спустя 90 лет, притягивают неизбывной теплотой, предназначенной для семейного просмотра.