Как же душно, горло сжимается, нечем дышать. Хочется выйти. Воздуха все меньше, а так называемой свободы все больше и больше. Ограниченная реальность такова, что за решетку мы, а именно прогрессивное общество, посадили себя сами. Прикрываясь исключительно благородными вещами. Какими? Защита ценностей, благ, передовых идей и прочей политической чуши. Из года в год, нам указывают, что есть, куда идти, кого слушать, что смотреть. Даже кого любить и ненавидеть. Если ты выделяешься, не внешне, а в поведенческом смысле, то тебя либо посадят в соответствующее заведение, либо просто – убьют. Неудивительно, что в таком обществе появляется все больше людей, способных мыслить и действовать самостоятельно. Они – счастливчики, умеющие игнорировать нормы морали, напыщенное мнение окружающих. Им чуждо все, чванство, зависть, все то, что дает остальным относить себя к «цивилизованным».
Мир кинематографа не часто оперирует к подобному жанру. Речь конечно не про классические ужастики и псевдо-триллеры, где какой-нибудь деревенщина или уставший клерк режет всех направо и налево. А жертва перед смертью, убегая, несколько раз спотыкается. Нож вонзается в грудь, минимум третьего размера. Обязательно раздается крик. На другом конце города следователь-алкоголик, преданный всеми, начинает бороться. Мерзость, серость и грязь. Речь о куда более интеллигентном представителе жанра.
1992 год знаменит не только подписанием Российско-американской декларации о завершении «холодной войны» и закрытием журнала «Панч», но и тем, что темная лошадка наградного сезона, не попадающая под привычное понятие «Номинант на премию Оскар» взяла пять главных премий: «лучший фильм», «лучший режиссер», «лучший адаптированный сценарий», «лучший актер» и «лучшая актриса». Всего было «Семь».
«Молчание ягнят», не типичный фаворит, он не обладал привычными штампами победителя. Но как говориться, раз в год и палка стреляет. Прогремел мощный выстрел.
Молодой агент ФБР должна распутать очень сложное дело. Серийный убийца бродит по улицам и похищает женщин. Нет улик, ни одной зацепки. Помочь ей может только заключенный, Ганнибал Лектер, у которого приличный шкаф со скелетами. Игра началась. Завязка довольна простая, не раз обыгрывалась в кино, сериалах и даже в мультфильмах, ее отличие лишь в том, каких именно персонажей свел режиссер Джонатан Демме (22.02.1944-26.04.2017). Вот тут и кроется успех.
Доктор Лектер – гипнотически устрашающая фигура, очаровывающая своим маниакальным обаянием. Стеклянный взгляд, спокойное выражение лица. Не типичный душегуб, маньяк, убийца, а утонченная личность, профессор, настоящий интеллектуал, каких поискать, обладающий особым кулинарным пристрастием. Маленький грешок есть у всех. Не правда ли? Венец свободного человека, дальше только регресс. Его желание – его свобода. Все просто, поняв это, каждый сможет почувствовать себя куда более счастливым, чем когда-либо.
Кларисса Старлинг – одержимая до правды, сумасбродная девка, пытающаяся доказать всем, по большей части самой себе, что она не бесполезна, за что и расплачивается из раза в раз. Но при всем при этом – хрупкая, испуганная, забитая в угол, в надежде, что ее не найдут. Противоположность! Сможет она это изменить, или нет. Раскрыть дело или переродиться, а может и то и другое? Как знать.
Разведенная пара, ненависть и любовь, она красавица, он же настоящее чудовище, олицетворяющее все общество. До фрикционных действий, конечно, не доходит, как можно? Ничего не показывают, но мы-то знаем, что не только его тянет к ней.
Энтони Хопкинсу понадобилось всего шестнадцать минут экранного времени, чтобы показать всем и каждому свое мастерство. Эпизод, по которому принято судить о всем фильме. Никто не вспоминает Буффало Билла, его берлогу, ставшую прообразом всех укрытий маньяков в дальнейшем. Все, что, так или иначе, вонзается в сознание, связано с самим профессором, либо с его действиями. Сам актер в одном из интервью рассказывал, что за основу взял образ ХЭЛ-9000 из «Космической одиссеи 2001» Стенли Кубрика. Вот на таком фундаменте был построен культовый маньяк всех времен.
Джоди Фостер, восходящая звезда тогда, и двукратная обладательница главной актерской награды сейчас. Её игра естественна, а персонаж вызывает симпатию. Но не страсть. Она вся у более маститого коллеги. Хорошо это или плохо, судить не мне, главное есть баланс.
«Молчание ягнят» – настоящий курс психотерапии, размышление о том, кто есть жертва, а кто охотник. Триллер десятилетия, культовый феномен, породивший множество, как последователей, так и подражателей. Визуальная элегия, позволяющая оценить и понять, кто ты такой. В прошлом, настоящем, а главное каким станешь в будущем. Что есть истинная свобода, когда ты делаешь то, что говорят или же когда переступаешь через установленные рамки? Недозволенность.
А какую клетку выберите вы, господа?