Вестерн, если точнее, спагетти-вестерн. Данный уже толком забытый жанр, в основном состоящий из крутых мужиков с самыми быстрыми пальцами, их фантастической меткостью и более мрачного Дикого Запада, к великому сожалению, когда-то давным-давно обошел юного меня стороной. Моё местное телевидение не особо тешило зрителя подобной хмуростью, отдавая предпочтение немногим более легкому истерну, который обожали советские граждане ещё со времён железного занавеса. Особое место у телевизионщиков занимали фильмы с Гойко Митичем, где он в качестве благородного индейца рассекал диковинные по красоте просторы в поисках справедливости для своего народа. И грех жаловаться на такой достаток вестернов, если бы не их постоянство в теле сетке и отсутствие хоть какой-то альтернативы, которое активно тормозило моё развитие вкуса в таком колоссальном среди жанров мире под названием кино. Никакой культовой классики, никакого Джона Вейна, никакого Серджо Леоне, никакой Долларовой трилогии. Даже о разнообразии жанров среди вестернов я узнал сравнительно недавно. "Житие тогда было тяжелое". Только сухие американские вестерны, иногда не первой свежести, иногда непонятной ориентации, и фильмы-аттракционы вроде "Зорро" с Антонио Бандеросом или "Дикий, Дикий Запад" с Уиллом Смитом. Но как же они мне в те времена, чёрт возьми, нравились. И кто бы тогда сказал, маленькому мне, тащащемуся от града перестрелок и непомерного экшена на экране, что спустя десятилетия тебе будут нравиться обычные драмы с немалым количеством диалогов, то я бы никогда ему не поверил.
Довольно вступлений, ламповой ностальгии и сворачиваний в клубок для воспоминаний – пора перейти к главному. Ревизионистские взгляды различных авторов всегда импонировали многим людям своим альтернативным представлением, казалось бы, устоявшихся вещей и правил. Тема с изменением традиционных элементов жанра совсем не нова и в кино, но, к огромному сожалению, не так уж часто используема. Современный зритель уже слишком привык к очевидным героям и более очевидным злодеям. Белое – это всегда белое, чёрное – это всегда чёрное. И никак иначе. Тем интереснее наблюдать, как такие картины вроде "Непрощённого" ломают подобные стереотипы и перемешивают между собой отличительные черты героев и злодеев, выбивая, тем самым, тебя из складно протоптанной многими фильмами колеи. Ты вроде оказываешься и в знакомой местности, и персонажи очень узнаваемые, и ситуация слишком банальна, но всё происходящее и в том числе исход оказываются совсем иными.
Автор сценария Дэвид Уэбб Пиплз во время своей работы вдохновлялся по заверению фильмом Мартина Скорцезе "Таксист" и романом Глендона Свортаута "Стрелок". Что не может не чувствоваться. Та же депрессия, серость и чернота. Но, ни он, ни Клинт Иствуд при совместной полировке скрипта не ставили во главу сюжета манифест против насилия, это забавно произошло само собой и стало решительным тычком с упреком в сторону жанра вестерн. Кстати, сам Клинт весьма давненько приобрёл данный сценарий, но старательно выжидал нужного момента. И это неудивительно, ведь все слишком привыкли к его мужественному и крутому амплуа бесстрашного стрелка, разящего своего противника то и дело без устали. Пришло время уставать.
Фильм поведает нам непростую историю о хладнокровном и безжалостном убийце Уильяме Мунни (Клинт Иствуд), который, встретив любимую девушку, завязывает с грязным прошлым и буквально преображается в другого человека. Проходит немало времени, он становится пожилым фермеров, обзаводиться детьми и живёт счастливо. Но за всё в своей жизни приходится, так или иначе, расплачиваться. И платой за спасение самой малой частички души Уильяма становиться сперва смерть его возлюбленной, а вскоре и повальная болезнь своего подворья. Нужда в деньгах заставляет пренебречь своим обещанием данным жене, больше никогда не направлять на человека своё оружие, когда юный "парень со скофилдом" Скофилд Кид (Джеймс Вулветт) предлагает ему убить двух ковбоев, изуродовавших жрицу любви в одном из захудалых городков Дикого Запада. Хотя его руки дрожат при стрельбе и потеряли былую меткость, а оседлать лошадь ещё та задачка, он после долгих раздумий соглашается. На что Уилл подбивает и одного из членов бывшей банды Неда Логана (Морган Фриман), который без особого удовольствия, но соглашается помочь ради старого друга и немалого вознаграждения. Но всё заканчивается совсем не так, как они планировали.
Чего не отнять у режиссерских работ Клинта Иствуда, так это красивейших планов и гениальной музыки. Всё что появляется в кадре – всегда идеально гармонирует между собой. Планы верховой езды виртуозно сопровождаются неспешной и меланхоличной мелодией, а кадры со стрельбой поддерживаются либо тягостным мотивом, подстрекающим экшн на экране, либо и вовсе гнетущей тишиной, которая с пущим напором давит на зрителя своим безмолвием. Натурные съёмки и реально воссозданный городок Биг Виски с головой погружают зрителя в этот серый мир, наполненный лишь безгласным страданием, паническим страхом и вездесущей ложью. А главная троица героев здесь предстаёт нашими проводниками в этом безумии. Зритель думает, что вот-вот он окажется среди отпетых бандитов и сволочных мерзавцев, убивающихся мужчин, женщин, детей без разбора и долгих раздумий, и задачка по ликвидации каких-то простоватых ковбоев – это лёгкая прогулка. Но весьма крепко в этом ошибается. Ведь им противопоставляется намного более суровый и опьянённый властью шериф (Джин Хэкман) городка Биг Виски, который настроен ко всем незнакомцам весьма недружелюбно. В то время как Уилл, Кид и Нед предстают весьма благоразумными и доблестными парнями, от отчаяния решившими рискнуть всем ради награды. Здесь и происходит главный ревизионистский момент любого вестерна.
Судьба проекта могла сложиться совсем иначе, запусти авторы проект преждевременно и без Клинта Иствуда. В своё время от него не раз отказывался Джин Хэкман и присоединился лишь тогда, когда фильм возглавил Клинт. Тогда же каст пополнился и Морганом Фрименом. Хоть тема вестерна и подразумевает горы трупов и море свистящих пуль, но повествование нисколько не пестрит их наличием. Девять трупов, постоянные промахи и куча поднимающихся проблем о ценности человеческой жизни. Персонажи с постоянством рассуждают о морали, своих прошлых грехах, страшно умирающих на руках приятелей и возможности вовремя измениться. Как бы сознательно деромантизируя популярную тему Дикого Запада. Для этого был вписан и немногим комичный персонаж Сола Рубрика писатель Бошамп, который словно болванчик записывал и верил каждой колоритной и героической небылице чванливого англичанина Боба (Ричард Харрис), пытаясь сотворить книжный шедевр из этих историй. Да и сам Боб предстаёт с первых кадров этаким клишированным архетипом из фильмов про вестерны. Грубый, циничный, отважный, наводящий ужас на всех лишь своим именем, меткий, явно знающий своё дело. Но всё это исключительно на первый взгляд.
"Непрощённый" – это настоящая ода не только ревизионистским взглядам на жанр, но и непосредственно всему жанру вестерна в целом. Помимо этого актёрские работы четырех, не побоюсь этого слова, мастодонтов эпохи делают этот фильм вдвойне уникальным. Каждый из представленных ими на экране персонажей будто оживает на мгновение, дабы передать зрителю свои эмоции и чувства. И то, как они по ходу повествования у героев знатно меняются. Безмятежность и невежество сменяются диким гневом, молодые боль и презрение освобождением, старческая радость непостижимым горем, а безнаказанность грубой и жесткой расплатой. Писательская доля познаёт горькую и нелестную правду, а искалеченный в душе бандит вынужден будет вспомнить своё безобразное прошлое, дабы вновь очиститься и вновь отречься от себя самого. Но никогда до конца так и не сумев простив себя.