"Home, is it just a word? Or is it something that you carry within you?" (с)
В современном мире всевозможных удобств и тотального комфорта задумывались ли вы когда-нибудь о том, как живут люди, у которых нет не то, что посудомоечной машины или подписки на HBO, а нет самого базового и на первый взгляд очевидного — дома. Но при этом они, цитируя главную героиню фильма, не бездомные. Просто в какой-то момент жизни волею обстоятельств или по собственному решению эти люди отправились в путь без конечной точки назначения. И фильм «Земля кочевников» (в оригинале - «Nomadland») режиссера Хлои Джао рассказывает их истории.
Первое, за что безусловно хочется похвалить фильм - это его атмосфера. Виды бескрайних просторов по-настоящему поражают и завораживают, кадры с красотами американской природы хочется лицезреть снова и снова, а ненавязчивые мелодии саундтрека органично дополняют и подчеркивают сложившуюся картинку. Все вместе это создает впечатление незримого присутствия на протяжении всей ленты еще одного главного героя — той самой Земли кочевников.
Другое безусловное достоинство данной картины – это актерские работы. И это интересно, поскольку по факту в фильме актеры практически отсутствуют, большинство действующих лиц – это местные жители и настоящие «кочевники». Благодаря этому у зрителя может сложиться ощущение просмотра документального кино, но это ни в коей мере не портит фильм, а наоборот, делает его удивительно аутентичным. Люди, встречающиеся на пути главной героини, и их истории составляют эмоциональный «костяк» этой картины; им не нужно актерское образование, чтобы донести до зрителей свои мысли и чувства: все испытания и трудности, которые им пришлось пережить, отражаются в их глазах, а произносимые ими слова так неподдельны и честны, что способны без особого труда добраться до глубины души каждого зрителя.
Безусловно, в этом контексте нельзя не упомянуть отдельно главную героиню картины, Ферн, в исполнении двухкратного лауреата премии Оскар за лучшую женскую роль Фрэнсис Макдорманд, которой приходится после смерти любимого мужа и потери работы в результате закрытия «градообразующего предприятия» отправиться колесить по Америке в небольшом фургоне в поисках сезонной работы. Для Ферн этот путь – это не просто путь выживания, как может показаться на первый взгляд, а нечто большее - путь обретения себя заново. Фрэнсис прекрасна и органична в этой роли, однако признаюсь, что меня больше «зацепила» ее игра в «Три билборда...», там в силу специфики фильма и сюжета, на мой взгляд, у нее было объективно больше возможностей для демонстрации своего актерского диапазона, что в итоге привело к абсолютно заслуженной статуэтке. С номинацией за главную женскую роль в этом фильме далеко не все так однозначно, и рискну сделать предположение, что в этот раз заветный приз уйдет другой актрисе. Но повторюсь, это нисколько не преуменьшает таланта Фрэнсис как актрисы и ее вклада в данную картину.
Ведущей темой всей ленты, прекрасно раскрываемой на протяжении всего хронометража, является тема одиночества – вынужденного и добровольного, временного и постоянного. Так, пример главной героини доказывает, что одиночество – это не всегда отсутствие окружающих тебя людей; подлинное одиночество кроется глубоко внутри, и зачастую является осознанным выбором самого человека, за который никто не вправе его осуждать. Данная тема органично переплетается с другими немаловажными проблемами, среди которых каждый зритель может найти ту, которая откликнется в его сердце сильнее всего - это и проблема всесторонней поддержки пожилых людей (как эмоциональной, так и материальной); и проблема обеспечения населения предпенсионного возраста, готового работать и реализовывать себя, постоянными рабочими местами; и проблема выбора, который встает перед людьми с неизлечимой болезнью.
Фильм «Земля кочевников» - это безусловно душевное, но в то же время очень неторопливое и неспешное кино, которое, вероятно, заставит вас заскучать и даже пару раз зевнуть, если вы не привыкли к подобным фильмам. Не могу однозначно посоветовать его к просмотру на большом экране; даже с учетом красивых съемок этот фильм скорее подходит для домашнего просмотра. Однако оценить его (особенно в преддверии Оскара) все же стоит, если вы хотите взглянуть на жизнь под несколько другим углом и увидеть настоящую свободу тела и духа в полном смысле этого слова. Лично меня фильм однозначно вдохновил на подобное (пусть и краткосрочное) путешествие «на колесах» в будущем, а это уже чего-то, да стоит.