Ладно, Дисней, ладно. Вы меня обманули, молодцы. В последнее время вы хорошо продаёте красиво разрекламированную дрянь, после просмотра которой хочется пройти чистилище "Каникулами в Мексике", а на этот раз вы забыли продать действительно потрясающий мультфильм. Правда, хвалить я вас за это не буду, ведь из-за вашего дармоедского и бесполезного отдела маркетинга мечта чаще видеть оригинальные проекты, а не очередной октаквел "Звёздных войн" и приключений "Капитанши Марвесточки", снова вылетает в трубу. Серьёзно, вы сделали максимально убогий трейлер, подобрали в него максимально мерзкий звук, который в комментариях заслуженно сравнивали с предсмертными воплями Чужого, подобрали примитивнейший слоган "Найти, чтобы победить", не имеющий вообще никакого отношения к сюжету, убили во всех взрослых планеты минимальный интерес к мультфильму, чтобы... что? Что это было, Дисней?
Итак, есть принцесса, есть пять враждующих государств, некогда бывшие одним. Есть некая злая стихия, которая, что твоя Медуза Горгона, носится по континенту и превращает людей и зверей в камень. И есть драконы, которые эту силу ценой своих жизней однажды победили. Но сила вернулась, драконов больше нет - и нужно их найти, иначе можно паковать чемоданы в Южно-китайское море и становиться русалками (потому что стихия эта боится воды). Вот, собственно, завязка сюжета.
Производство первой южноазиатской (в некоторых локациях чётко угадываются Сингапур, Таиланд, Вьетнам) сказки Дисней началось давно - в 2016 году. Считать её всего лишь продуктом, стремящимся угодить современным трейдам - в корне неверная позиция. Просто она вышла в самое неправильное время - когда прокат стремительно катится навстречу гибели, а стриминговые сервисы ещё не выработали единую стратегию, как извлекать из премьеры максимальную прибыль. Если угодно - это очередной "Довод", который в другое время собрал бы раза в 4 больше денег в прокате. При этом отсутствие нормального позиционирования и рекламной компании "Райе", естественно, не помогает. Если перечислить все мультфильмы Диснея за последние десять лет (именно Диснея, а не Пиксара) в обратном порядке - становится просто смешно. "Холодное сердце 2", "Ральф 2", "Моана", "Зверополис", "Город героев", "Холодное сердце", "Ральф", "Винни-пух и его друзья", "Рапунцель". Хоть у одного проекта из перечисленных, кроме, может, "Винни", были слабая реклама, отсутствие зрительского интереса и плохая критика? Или, быть может, дешёвая картинка? Отсутствие фанатов, неудачная проверка временем? Что, не было такого? Ну и почему тогда мы все хороним "Райю"? Просто потому, что Дисней настолько боится пандемии, что испугался выделять бюджет на рекламу своего продукта, в другое время легко пальнувшего бы в прокате под миллиард? Достойная причина, коллеги-киноманы.
Так что же в мультфильме особенного? Опуская, или, скорее, беря за должное традиционно прекрасную картинку? Во-первых - это первый на моей памяти ориджин принцессы, не являющийся мюзиклом. Песен не просто мало - их в мультфильме нет! (не считая одного песнопения продолжительностью в 20 секунд, обусловленного сюжетом). Так что если вы относитесь к той когорте зрителей, которая не переваривает "Холодное сердце 2" за то, что там поют даже деревья со снеговиками - здесь вам переживать не стоит.
Во-вторых - все персонажи мультфильма, особенно антагонисты, куда человечнее, чем обычно у Диснея. Никакого "зла в чистом виде", подобно Хансу, Матушке Готель или Джафару здесь и близко нет. Да и в сущности, сама Райя совсем не так невинна и чиста, какими мы привыкли видеть протагонисток Диснея. По большому счёту здесь есть два её отражения - дракон Сису и воительница Намаара, между ценностями которых сама Райя мечется весь мультфильм. Принцесса не умеет доверять другим и ненавидит чужаков также сильно, как и они – её. Она не решает проблемы, она их провоцирует.
В-третьих - феминизма здесь нет вообще. Ведь главная проверка на феминизм проста: поменяй в голове женских персонажей на мужских, и если ничего не меняется - значит, и феминизма никакого нет. Здесь Райя и Намаара воины и защитники своего народа, а никакого унижения в кадре мужчин и близко нет. Как и романтики, кстати. Ну а дракониха... ну, она волшебная, какая вообще разница, какой у неё пол? Кстати, о драконах.
Драконы здесь совсем не похожи на Беззубика. И к огню вообще не имеют отношения. Здесь они именно что азиатские водяные драконы, которые любят плавать, умеют в определённую магию (в основном, погодную) и в целом добрые открытые миру создания, любому конфликту предпочитающие мирный путь. Хотя если предполагать, какие игрушки будут выпрашивать дети, думается мне, Сису будет только на втором месте. А на первом - Тук-Тук. Который.... Броненосец? Ёж? Собака? Броёжака! Бедные родители и их кошельки...
"Райя", на самом деле - идеальная экранизация видеоигры. Это роуд-муви по нескольким точкам, с боссами и компаньонами в каждой из них, с финальным твистом, решающим боем и хэппи-эндом. И ей не очень комфортно в маленьком хронометраже в час сорок, потому что из каждого приключения легко можно было бы выжать свой, отдельный мультфильм на час. В этих героях и этой истории легко угадывается глубина на хороший крепкий сезон сериала часов так в шесть. И, возможно, Райя когда-нибудь его получит. Златовласка же получила...
Главное - отбросить предрассудки, почитать критику, а не базироваться только лишь на убогих роликах, и дать китайской принцессе шанс. И тогда каждый найдёт в мультфильме что-то своё. Дети будут в восторге от красивой картинки, проработанных сражений и шуток драконихи, критиков впечатлит грамотная репрезентация восточных колорита и духа, а в меру впечатлительные взрослые будут рыдать на финале картины так, как будто смотрят в первый раз "Титаник".
А замечательная короткометражка перед началом сеанса лишь укрепит уверенность в том, что на этот раз деньги на билет потрачены не зря. Спасибо, Дисней, ты опять сделал маленькую девочку во мне самым счастливым ребёнком на свете.
Но весь пиар-отдел этого мультфильма должен быть расформирован к чёрту. Серьёзно, вы продали зрителю "Капитана Марвел", вы втюхали "Мулан" за 40 долларов, и не можете продать "Райю и последнего дракона"? В каком странном мире мы живём.
До встречи в кино,
Ваша Кэтти-бри.
P.S. Ах да, перед релизом я случайно узнала, что оригинальную дорожку Райи озвучила Роуз из всё тех же "Звёздных войн" (Келли Мари Трэн), что едва не заставило меня развернуться и выбежать из кинотеатра. Вот что такое неправильный феминизм, расизм, шизофренизм и прочие змы, это когда персонажей, введённых ради трендов, ненавидишь настолько, что даже на актёров, исполнивших их, смотреть не можешь. А ненавидеть Райю... что ж, у вас не получится. Поверьте. Ведь доверие - это то, о чём вся "Райя и последний дракон". И чему наш мир, кажется, окончательно разучился.