«…Вились кудри у Евпатия,
В три ряда на плечи падали.
За гленищем ножик сеченый
Подпирал колено белое.
Как держал он кузню-крыницу,
Лошадей ковал да бражничал,
Да пешневые угорины
Двумя пальцами вытягивал…»
Отрывок из стихотворения С. Есенина
В наше время информационных технологий человека очень сложно чем-то удивить, в том числе и в сфере кино. Если в девяностые годы любой фильм (даже самого низкого качества), добытый у соседа соседа на «заюзанной» видеокассете, мог казаться чем-то классным и удивительным, то сегодня очень часто человека может не покидать ощущение, что где-то это он уже видел, ибо просторы интернета сейчас позволяют посмотреть всё, что пожелаешь (а учитывая, что первый фильм был выпущен в 1895 году, пожелать можно много чего), и неважно о сюжете идёт речь, о спецэффектах, о картинке или о чём-то ещё.
Такие ощущения у меня бывают, в том числе, при просмотре наших новых фильмов, которые зачастую получаются совсем неудачными, а если сравнивать с теми фильмами, которыми наши киноделы вдохновлялись, когда снимали, просто ужасными. Правда, когда появились первые трейлеры «Легенды о Коловрате» ощущение вторичности меня не беспокоило, а беспокоил подбор актеров, особенно выбор Ильи Малакова на роль самого Коловрата, но так случилось, что шанс этому фильму я всё же дать решила и, фильм оказался просмотренным. Больших восторгов, конечно испытано не было, но «Легенда о Коловрате» мне понравилась. На мой взгляд, создатели с задачей показать силу русского духа и пробудить интерес человека к личности Евпатия Коловрата справились (и в этом была не последняя заслуга Малакова).
Посмотрела бы я этот фильм и забыла про него, поставив твердую семёрку, если бы не пара маленьких «но». Вот эта пара: во-первых, наличие в каждой второй рецензии к «Легенде о Коловрате» незаслуженно большого количества негативных отзывов и тонны недовольств, в основном касающихся копирования сюжета, изображения персонажей, цветокоррекции и графики с небезызвестных «300 спартанцев» (к которым у меня те же претензии, что и у многих к Коловрату, но помноженные минимум на 2) и абсолютной не историчности фильма. Основные претензии к не историчности: Коловрат был не десятником, а боярином, не был калекой; у него в отряде было не 30 рязанцев, а 1700 воинов; Батый выглядит не так (с этим я, пожалуй, соглашусь, ибо Батый, всё же, уже историческая личность). Во-вторых: оценка на КиноНьюс – 5,5, на КиноПоиске – 6,3.
Почему-то мне показался не очень честным такой расклад событий по отношению к нашему фильму и, решила написать положительную рецензию в защиту «Легенды о Коловрате», в первую очередь разобрав, почему все основные претензии, найденный на просторах интернета, к этому неидеальному фильму (да его есть за что поругать, мало того, с некоторыми доводами зрителей я согласна) несостоятельны.
И так, начнём мою битву ратную за «Легенду о Коловрате». В первых строках сего опуса основным недовольством зрителя у меня стояла похожесть, а вернее копирование «Легендой о Коловрате» «300 спартанцев» (к слову, спартанцев я посмотрела недавно, а по сему эмоции, как и взгляд свежие (естественно, сугубо мои)). Что похожего между этими двумя фильмами, увидела я: повествование от первого лица, визуально эпатажный главгад, цветокоррекция, слоу-мо. Причем я в этой схожести ничего критичного не нашла ибо нарратив от первого лица в кино не редкость: этим могут пощеголять «Побег из Шоушенка», «Славные парни», «Великий Гэтсби» и ещё много-много фильмов. Согласна, кадр с оставшимся в живых во главе войска воспроизведен, но я не могу понять: почему, например, Иньярриту в «Выжившем» можно сделать цитату на «Сталкера» Тарковского, а нашим цитаты, оммажи, аллюзии и прочее, категорически запрещены. Увидел где-то что-то похожее: всё, расстрел! Главгады только эпатажностью (и то в разных стилях, у нас, видимо, садо-мазо не очень любят) и схожи, в остальном - это разные характеры. И если уж быть до конца честным, то копированием внешних данных персонажей с других фильмов Спартанцы грешат значительно больше, чем наш Коловрат, ибо Ксеркс и некоторые его «приближенные» явно «сбежали» из «Восставших из ада», а некоторых из воинов его армии, укомплектованы из остатков реквизита «Властелина колец». Про цвет и слоу-мо, пожалуй, ничего писать не буду, иначе придется найти ещё кучу примеров с подобными же приемами, причем в основном у Бэя (сюда еще можно добавить и океан пафоса), к слоу-мо много чего из Ву можно подогнать и т.д. К той незначительной схожести, которую увидела я, у некоторых прибавилось копирование сюжета (в чем это копирование выражается аргументов привести так никто и не удосужился: просто скопировали, но в десять раз хуже). С этим утверждением я категорически не согласна, без спойлеров эту точку зрения будет раскрыть сложно, но я попытаюсь. Если «Легенда о Коловрате» - это фильм о силе духа человека, о его воле к победе вопреки сложившимся обстоятельствам, о том, что дети это наше всё и ради них стоит умереть, и, не смотря ни на что, в том числе смерть, всё же победить; то «300 спартанцев» - это фильм о супер сильных, ловких воинах (у которых с рождения работа такая) насмерть стоявших и проигравших битву при Фермопилах (и это всё что может сказать этот фильм, особенно если не знать историю, которую там, кстати, знатно переврали). Исходя только из этих характеристик содержания фильмов видно, что они совершенно разные (если у кого-то есть своя точка зрения и мысли - всегда открыта к диалогу). Единственное, с чем так же стоит согласиться в этой части моего повествования, так это с тем, что спецэффекты были малость хуже, чем в «Спартанцах», но при этом не надо забывать, что у Снайдера в 2007 году был бюджет в 65 миллионов долларов, а у Файзиева с Шурховецким по состоянию на 2007 год 10 миллионов долларов (да, я пересчитала курс на 2007 год).
Кроме копирования, по мнению общественности, одним из основных минусов «Легенды о Коловрате» является абсолютное несоответствие истории по вышеописанным пунктам, на которых сейчас я остановлюсь подробнее и объясню, почему я с этим не согласна (кроме моментов с Батыем – см. выше). Первое и единственное, что стоит отметить, так это источник, откуда черпается информация о Евпатие Коловрате, в том числе как о исторической личности – «Повесть о разорении Рязани Батыем». Ключевое слово в этом источнике «ПОВЕСТЬ»! Кроме того, у историков вызывает множество сомнений достоверность событий, описываемых в «Повести о разорении Рязани Батыем», которая была создана не раньше конца XIV века. Например, «Повесть» рассказывает о князьях, которых в 1237 году уже не было в живых. В частности, упоминаются Давид Муромский (умер в 1228 году) и Всеволод Пронский (умер в 1208 году). Так о какой, простите, исторической достоверности в данном случае может идти речь? Тот факт, что Коловрат был боярином, тоже «на воде вилами писан», ибо на данный момент считается, что Евпатий Коловрат – это собирательный образ всех наших воинов, полегших в нелегкой войне с монголами. Я не просто так вынесла в начало рецензии строчки из стихотворения С. Есенина «Песнь о Евпатии Коловрате», там его вообще в кузнеца переквалифицировали, и неужели это будет поводом умалять при этом таланты Есенина как поэта и сказать, что стих плох? (Хотя, у людей вкусы разные, кому-то точно не понравится.) Почему численность войска тоже не принципиальна, можно посмотреть и без того лишнюю портянку выше – это легенда, повесть, а по сему показать её можно как угодно. Мало того, сам фильм не один раз говорит о том, что уже никто доподлинно не знает, сколько в той битве было людей: Коловрат ещё был жив, а слухи о нём и его войске уже «сказочные» шли. А-то, что в фильме его «наградили» постоянно теряющейся памятью, так это не минус, а плюс, добавляющий драматичности к происходящему: Коловрат не хочет ничего забывать, он хочет покарать врага за всё. Так же, стоит отметь то, что память нашего легендарного бойца в данном фильме являлась не только кратковременной, но и фотографической, что тоже дало фору нашему рязанскому отряду, когда они партизанили. Надеюсь, ничего не упустила, если что, можно обсудить в комментариях.
Прежде чем перейти к моему недовольству оценками на крупнейших сайтах нашей необъятной страны, я все же кратко скажу, что лично мне понравилось и нет в «Легенде о Коловрате». Понравились вся, без исключения, мужская половина актёрского состава. В том числе, отдельное спасибо Илье Малакову за прекрасно нарисованный образ сильного духом человека и воина, а так же Тимофею Трибунцеву, разбавившему повествование своим душевным персонажем. С женской половиной актёрского состава (которой крайне немного) дело обстоит хуже, но вряд ли это проблема дам, например, Хлыниной там вообще играть нечего было. Понравилась почти вся вторая половина фильма, в том числе постановка боевых сцен, музыкальное сопровождение. Не понравилось: голос нарратора (лично меня он постоянно сбивал с настроя), первая половина фильма, уж больно скомканное повествование, абсолютно лишняя нагота некоторых дам, чересчур разукрашенный и одетый не как положено Батый, Мишка-слонопотам (он же расист), отдельные моменты с санями в конце (лошадь не пройдёт, а сани, зараза, пройдут; на замёрзший узел мы будем дышать, вместо того, чтобы его разрубить и т.д.) и, конечно же, намек на Александра Невского (вот этот казус объяснить не совсем могу, наверное, как-то не вяжется у меня образ, созданный Ильиным-мл. (в одном кадре даже Коловрат на него, как на сумасшедшего смотрел) с личностью Невского). Вот и все моменты (проблемы с графикой сюда тоже входят), за которые «Легенде о Коловрате» просто необходимо снять три балла и поставить твёрдую семёрку.
Я никак не могу понять, почему неплохая «Легенда о Коловрате» имеет очень низкие оценки: на КиноНьюс – 5,5, на КиноПоиске – 6,3, а те же «300 спартанцев», имеющие недостатки большие (особенно с визуальными решениями внешнего вида персонажей и историчностью), чем у нашего фильма «красуются» с оценками 8,23 и 7,6 соответственно? Обычно в чужом глазу видишь соринку, а в своём бревно не замечаешь… или у нас по отношению к кино всё работает как в том меме с Карлсоном, Малышом и вареньем:
«Карлсон, глядя на ложку с вареньем, протягиваемую Малышом спрашивает:
-Что это у тебя такое? Выглядит, как экскременты и пахнет также. Русское?
Малыш отвечает:
-Нет, да ты что! Американское конечно!
Карлсон, выхватывает у Малыша банку, съедает всё и спрашивает:
-А ещё есть?
Эх, жаль. Я понимаю, что наша киноиндустрия сейчас в довольно плачевном состоянии, но ведь и не все так плохо, у нас есть и хорошие фильмы, так давайте же их будем замечать и поддерживать.