Редко, но такое бывает, когда смотришь видеоклип к музыкальному произведению и кажется, что смотришь полноценный фильм, когда в кадре либо раскрывается история, рассказываемая в песне, либо просто создаёт красивый визуальный ряд, без сценария, но который торкает не меньше, чем признанные мелодрамы. Здесь тот случай, когда финская Symphony Metal команда Nightwish решается на то, чтобы в поддержку своего альбома выпустить не просто какой-то клип на пять минут, а целый фильм. Такую идею Туомасу Холопайнену Стобе Харью, режиссёр их клипа «The Islander». Идея была принята во внимание, и с осени 2008-го года находился в производстве. Уже три раза пересматривал фильм, чтобы лучше уложить его в голове, и составить более ясную мозаику в голове, чтобы поделиться с читателями впечатлениями и мыслями по этому поводу.
Повествовательный критерий. Кто из нас в детстве не мечтал попасть в волшебную страну? В страну, где все возможно. Где исполняются самые несбыточные мечты, встречаются необыкновенные существа и происходит самое настоящее Волшебство. Теперь ваши мечты могут осуществиться! Не важно, сколько вам лет. Не важно, верите ли вы в говорящих снеговиков и в то, что люди могут летать. Просто приоткройте эту дверь, и перед вами откроется Воображариум, где все возможно. В этом фильме повествуется история композитора, который на склоне лет всё ещё считает себя ребенком и пытается придумать очередную мелодию, бьющую прямо в сердце. Вся его жизнь — это мелодия, это преодоление себя, понимание собственных воспоминаний, в один весьма прискорбный момент главный герой теряет связь с реальностью и живёт в своём собственном мире мечты, в котором всё идёт по воле своего придумщика. Холопайнен собирался ограничиться тринадцатью отдельными клипами, объединёнными лишь концепцией, но режиссёр настоял, что полнометражная картина с полноценным сюжетом, диалогами и конфликтом позволит лучше донести до зрителя авторский замысел. Так «Воображариум» превратился из видеоролика к альбому Imaginaerum (2011) в самостоятельный проект. Музыканты даже отказались от идеи включить в саундтрек все тринадцать композиций с альбома, а те, что всё-таки вошли в фильм, звучат в новых аранжировках Петри Аланко, работавший над видеоиграми Max Payne и Alan Wake. Так о чём же история? Что из этого, несомненно, красивого фильма мы можем для себя вынести? Проблема, освещённая в картине, может быть близка далеко не всем, и поэтому не всеми может быть воспринята, но бывают в жизни люди, которые увлечены своей работой больше чем семьей, и если убрать лишнее, то получится качественная и пронзительная драма о семейных ценностях. Но видимо Туомас и его команда мыслили сделать именно так, чтобы в этом была какая-то изюминка, мне кажется, что без сюрреализма фильм не вышел бы таким своеобразным и потерял бы львиную долю обаяния, но это моё мнение. По этому критерию поставлю твёрдую четвёрку.
Визуальный критерий. Одним из главных достоинств картины стал потрясающий видеоряд. Стобе Харью создал очень яркий, красочный, но в то же время мрачный и абсурдный мир детских фантазий, по атмосфере напоминающий фильмы Тима Бёртона или Генри Селика. Но прежде всего в фильме чувствуется именно личность Холопайнена — через призму его мировоззрения мы наблюдаем за героями и творящимися вокруг них чудесами. А главный герой картины, Томас Уитман, воспринимается как альтер эго самого музыканта. Туомас заложил в историю достаточно серьёзный философский подтекст. На примере Уитмана он рассказывает, как важны для ребёнка любовь и внимание родителей, как дурно отвергать своих близких и как воспоминания о счастливых мгновениях способны помочь и защитить в трудную минуту. Также невозможно не отметить звучание картины, где каждая мелодия непосредственно влияет на создание атмосферы фильма, очень близкой к Рождественской. Каждая мелодия залезает в голову, а вокализы Аннет Ользон – это отдельная песня, каждая нота звучит мощно, ценители такой музыки однозначно оценят. По этому критерию однозначно пять звёзд.
Актёрская игра. Ещё одно несомненное достоинство картины. Известных имён среди актёрского состава нет, но каждому артисту удалось создать запоминающийся образ. В фильме многих героев показывают то молодыми, то старыми, и каждого из таких персонажей играет два, а то и три актёра. Создатели фильма сумели подобрать для таких ролей действительно похожих друг на друга людей — например, Джоанна Нойес, сыгравшая пожилую певицу Энн, поразительно похожа на вокалистку Nightwish Анетт Ользон, какой та, вероятно, будет в старости. Холопайнен появился в паре эпизодов, сыграв Уитмана в зрелые годы. Остальные члены группы сыграли в картине практически самих себя — правда, в неожиданных образах зловещих музыкантов из воображаемого мира. Также мне понравилась актриса Марианн Фарли, сыгравшая дочь главного героя. Она здесь выступает в образе наваждения, конечной цели данного путешествия. Также отличная эмоциональная палитра, представляемая на протяжении фильма в моментах наибольшего драматического напряжения.
Вердиктируя. Красивая, грустная и атмосферная лента с отличной музыкой, рассказывающая поучительную историю о родительской любви, старости и воспоминаниях. Мне она понравилась, фильм способен зацепить при просмотре, но у фильма есть два недостатка – явная направленность на фанатов Nightwish и любителей рок-музыки. Непосвящённых же зрителей могут отпугнуть мрачность, сентиментальность и некоторая абсурдность истории. К знакомству посоветую, чтобы самим оценить и составить мнение о картине. Фильму ставлю твёрдую восьмёрку из десяти. Всем здоровья, добра и хорошего кино!