Никто не смеет покушаться на религиозные догматы, особенно такой писака как Дэн Браун. Который популяризировал такой жанр как «криптографический триллер». С самой первой книги он пишет истории с интригующим сюжетом, основанном на описании разных достижений культуры, науки и техники. В том смысле, что в каждой книге он пытается приблизительно спроектировать влияние этих самых достижений на остальные сферы человеческой жизни. Хотя ясно, что изначально такие цели автор не преследовал. Код да Винчи оказался самым скандальным и самым хайповым. Много всякой ереси, не близкой просвещённому атеизму. Роман, по которому снято кино, получил хорошую рекламу в связи с отрицательной реакцией католической церкви на данный опус. Рон Ховард снял фильм, подливший масла в огонь ещё больше. Впервые с картиной ознакомился только в десятых, а потому об истории слышал только краем уха, а на данный момент времени и вовсе потихоньку забывать. Теперь попробуем разобраться, насколько хорошим получился фильм, параллельно делясь впечатлениями и мыслями по этому поводу.
Повествовательный критерий. Гарвардского профессора Роберта Лэнгдона подозревают в чудовищном преступлении, которого он не совершал. Лэнгдон знакомится с криптографом парижской полиции Софи Невё и вместе с ней пытается раскрыть тайну, которая может подорвать могущество католической церкви. Но дело далеко не в могуществе самой могущественной религиозной организации, а в однобокости представлений об истории. Сценаристы пытаются через антураж приключений и духа познания искусства читать лекции по мировой истории религии. Все теории, описанные в сценарии, имеют место в действительности, но не признаются официальной наукой. У «Кода да Винчи» есть одна особенность, которую зритель иногда называет изюминкой. Фильм рассказывает зрителю Историю — довольно редкое явление, если вы не в курсе, даже по современным меркам. Причем если в более серьезных картинах вроде «Мюнхена» или «V значит вендетта» сюжет является носителем идей, то «Код», как фильм сугубо развлекательный, делает из сказки главную героиню, едва ли не живое существо. И хотя поближе к концу о первоисточнике забывают и выводят повествование в немного другое русло, но это не критично. Ведь была выпущена режиссёрская версия длиной в 174 минуты, где есть вырезанные сцены, важные для повествования. Например после ареста Сэра Лью Типинга шёл большой блок с Фажем, Лэнгдоном и Невё, где есть цитата, которая мне запомнилась лучше всего - «Он забыл для чего мы изучаем историю, чтобы перестать убивать друг друга». Но мы ведём разбор именно театральной версии, где всё порезано, а места на латыни не переводились даже субтитрами. По этому критерию - три с половиной из пяти.
Визуальный критерий или как снято. Операторской работой руководил Сальваторе Татино и ему удалось подобрать интересные ракурсы в отдельных сценах в Лувре, где паркетный пол и эффект смотрящих на тебя картин. Взгляд прямой и загадочный, как будто знают твои самые сокровенные тайны. Также необходимо отметить что визуальщикам удалось создать у зрителя стойкое ощущение фильма в фильме, потому что к лекциям профессора добавляется всегда живой сопроводительный ряд, где воплощена осада замка, разграбление и делёж трофеев. Или когда показывали раскол Рима, да те же Никейские соборы. Выглядят как базарные собрания, однако дух времени в этих историях передан великолепно. Я уже молчу об инквизиции и Малеус Малифекарум. В сценах с лекцией Тибинга состоялось торжество художников, композитора и оператора, потому что каждый звук работал на атмосферу и бил точно в цель. Постоянно чувствуешь причастность к чему-то великому. За это ощущение готов простить все ляпы и недочёты, какие могут быть. По этому критерию ставлю пятёрку.
Актёрская игра. Лучше Тома Хэнкса на роль Лэнгдона невозможно было подобрать, поскольку тот попал в органику Гарвардского профессора. Одри Тоту сыграла неплохо, но высокой драмы у неё нет, сильная сцена в самолёте, где она пытается выдавить из себя ненависть, но получается лишь загадочно смотреть в рот профессору и следовать за ним по пятам. Пол Беттани в роли монаха великолепен. Сущий миляга-симпатяга в «Уиблдоне» — в «Коде Да Винчи» на двести процентов отыгрывает роль истового фанатика Сайласа. Даже читавшие книгу и навоображавшие себе про Альбиноса всяких ужасов будут порядком ошарашены, когда увидят этот бешеный взгляд на белесом, как у мертвеца, лице. Призрак, одним словом. А Йен Маккеллен — это вообще живой упрек всем киноакадемикам, которые так до сих пор и не выделили актеру «Оскара». Харизма, источаемая сэром Тибингом, до того сильна, что с легкостью вырывается из экранных застенок и отправляется гулять по залу, дружески похлопывая всех без исключения зрителей по плечу и хитро подмигивая тем, кто уже читал книгу и отлично знает, чем все закончится. Создать образ столь яркий, запоминающийся и вместе с этим выделяющийся среди прочих — знаковых, заметим! — собственных ролей под силу считанным единицам. Плюс дубляж великолепен. Станислав Концевич прекрасно вписался в актёра Хэнкса, Евгения Игумнова вросла в Софи Невё, а Геннадий Богачёв прекрасно вжился в органику Маккелена и подарил его игре частичку и своей харизмы. Написал уже много, понятно что восхищаюсь, но эти ощущения до сих пор со мной.
Вердиктируя. Мне этот фильм очень понравился, несмотря на то что ему пеняют на неторопливость и смазанность линии с Сайласом. Рекомендую ценителям жанра и религиозных триллеров вроде Багровых Рек или Стигмат. Фильму ставлю девятку из десяти. Всем здоровья, добра и хорошего кино!