Об этой игре невозможно говорить сухо и нельзя писать, руководствуясь лишь эмоциями. Слишком много конечный продукт значил, значит и будет значить для автора. Поэтому я разделю рецензию на две: более-менее объективную сухую - и пользовательскую.
ЛГБТ-повестка.
Первые обсуждения второй части истории об Элли вспыхнули более двух лет назад - когда нам показали первый геймплейный ролик, в котором Элли целовалась с Диной. Многие возмутились и решили, что это дань современным тенденциям, почему-то проигнорировав тот факт, что Элли определилась со своей ориентацией ещё в 2014 году, до первой встречи с Джоэлом. То, как показаны её отношения с Диной в игре, не вызывает кринж и от них не хочется выколоть себе глаза. С другой стороны, персонаж-трансгендер, которого в игре.... много, этот кринж местами вызывает. Слишком уж он неадекватный, исходя из мира в котором он обитает, и слишком снисходительно игра с ним обходится, если понимать, как она обошлась со всеми другими. Стоит ли бояться этой повестки в игре? Нет, не стоит, это всё ещё игра о людях и их жестокости, а поднимаемые Дракманом темы не набивают оскомину. Три-четыре диалога в игре и пара кат-сцен с девичьими поцелуями - и на этом всё. Что касается персонажа Эбби - второго героя игры, которую, ненавидят, кажется, все игроки - с её ориентацией всё нормально, её физическая форма объясняется в течение первых 2-х минут полноценной игры за неё, а как дальше показывает игра, она - отнюдь не одна такая в мире TLOU.
Сюжет.
Как первая игра была простым, без изысков, роуд-муви бывалого мужчины и девочки, так эта - простая история о внутренних демонах и одержимости. Многие называют эту игру историей о мести, но мне так не кажется. Элли обрела второй смысл жизни после неудачи с Цикадами - и им стало желание найти людей, уничтоживших её прошлое. Здесь скорее куда важнее её одержимость и чувство вины, чем простое желание отомстить. История не слишком примитивная, и не слишком сложная. Она в изобилии может предоставить прекрасные моменты, вроде "Прогулок с динозаврами под Луной", и в изобилии моменты проходные, которые не вызывают особого интереса игрока. В конце же Сиэтла в ней случается надлом - события ускоряются и несутся галопом, и заключительная часть игры на побережье Калифорнии занимает меньше времени, чем один день в Сиэтле из шести, а её финал - не игры, но конфликта Элли и Эбби - сделан откровенно никак - это едва ли не первый случай за всю игру, когда реальность превращается в сцену из анимэ с неубиваемыми девушками. По большому счёту, возвращением в Джексон можно было закончить Часть 2, а уходом из него Элли начать Часть 3 - событий, оставшихся за кадром, хватило бы на полноценную игру. А такое завершение, хоть и оставляет простор для продолжения (которое, уверена, будет), вызывает очень много вопросов. И, пожалуй, заслуженного возмущения фанатов.
Подача.
По большому счёту, 80% игры происходят в три игровых дня в Сиэтле - за каждую из девушек. Ещё 10% отводится на события в Джексоне и 10% - после развязки Сиэтла. Решение отдать почти половину игры Эбби обоснованно с точки зрения задумки авторов - заставить если не ненавидеть Элли, то хотя бы быть несогласными с её действиями - но у них откровенно говоря не получилось заставить ей сопереживать. Всё, что её окружает, не цепляет, её история хоть и оправдывает завязку игры, но не позволяет перетянуть симпатии игроков с Элли. Слишком много для нас значит приёмная дочь Джоэла и слишком мало - эта перекаченная "псина". Хотя при втором прохождении убивать за Элли "псов" будет куда сложнее. Играется за девушек тоже по-разному - если за Элли почти все конфликты как с людьми, так и с заражёнными, решаются бесшумно, то Эбби - это машина для ближнего боя, которой даже на самом тяжёлом уровне сложности не очень нужны патроны. Оружие у девушек разное, спутники - разные, мысли и характеры - разные. Так что ощущения, что Эбби - клон Элли, не возникает, несмотря на похожие имена (в российском переводе, в английском языке они пишутся совсем по-разному). Могли ли разработчкики донести то, что хотели донести, другим способом? Едва ли. Но если игрок не получает удовольствие от самого геймплея (а от него сложно получить удовольствие, выбрав что-то кроме "выживания"), то 8-10 часов игры за Эбби скорее всего станут мукой. Особенно флэшбеки. Их много, в них почти не нужно играть - только смотреть и слушать. И если за Элли всё прекрасно, то за Эбби... нет.
Геймплей.
Вот чего я совсем не могу понять - это выпады в адрес того, что это играется скучно. Помилуйте, вы помните первую часть? Бесконечные плоты, ящики и лестницы, кривой ближний бой, невидимые для противника спутники, по которым они иногда даже ходят, стрельба без внятной баллистики (исключая, может, лук), и скучные комнаты с заражёнными, каждую из которых можно без усилий пройти по стелсу со второй попытки. Ну хорошо, почти каждую. Что изменилось здесь? Ну, давайте по пунктам:
1. Система стелса. Можно ползать в траве, а можно просто ползать. Иногда это помогает, а иногда нет. "Невидимых" и безопасных точек на карте нет - карты огромны, и встревоженные противники перемещаются везде. Исключение - вода, но комната, где за счёт ныряния и появления в разных местах можно убивать противников по одному, в игре всего одна.
2. Ближний бой. Больше не получится закликивать противников одной кнопкой, как это было в 2013 году. После 2-3 ударов противник будет контратаковать, и если от атаки не увернуться - ваша героиня склеит ласты. Нескольких противников бить по лицу сразу тоже не получится - заражённые набрасываются и разрывают героиню на куски даже с полным здоровьем, а люди, если их больше 1, отходят, достают дробовик и прицельно вас убивают.
3. Ящики, лестницы и прочее. Во-первых, в 32 часах (у меня получилось столько при стремлении обшарить каждый угол на последней сложности, при том, что перестрелок, в которых я бы умирала хотя бы по десятку раз, не было) этого всего меньше, чем было в 12-часовой первой игре. Во-вторых, почти всё это - сугубо необязательное, позволяющее достать до дополнительных ресурсов, вспомогательной прокачки либо коллекционного предмета.
4. Стрельба. Так как локации - огромны, то даже у винтовок пуля уходит вниз, если стрелять через всю карту. Без дополнительных обвесов, подсказывающих, куда именно упадёт пуля, быть снайпером в игре проблематично. Впрочем, на "выживании" патроны не позволяют так проходить игру - 3-4 выстрела это максимум, при том что после 1го к тебе бегут со всех сторон, не забывая закидывать гранатами. Видов оружия стало больше, их модификация теперь детализирована - после каждого улучшения персонаж секунд 30 допиливает ствол, заменяет приклад либо прикручивает прицел.
5. Вертикальность. Первая игра была одноуровневой. Здесь же то и дело стычки происходят на 3-4 уровневых локациях с лестницами и другими подходами. Зазеваешься - тебя расстреляют сверху, к тебе подберутся снизу, и всё это - как правило, одновременно. Сидеть на одном месте во время боя в игре вообще нельзя. Что же касается верёвок - ими нужно пользоваться раз 5 за игру, и всё - вне боя, это лишь вид необязательных головоломок.
6. Вариативность. Хоть игра и линейна, это - не коридор, каждую локацию можно проходить 3-4 способами по стелсу - ну а если начинается пальба, то ты носишься по ней как угорелый, в поисках угла где можно посидеть хотя бы секунд 5 и понять, что делать дальше. Можно всех тихо убить (но это задачка попыток на 15), можно всех громко убить, можно стравить заражённых и людей (но у меня каждый раз с перевесом побеждали заражённые), можно вообще никого не убивать и тихо прокрасться мимо - но тогда и ресурсы пособирать почти не получится.
7. Противники. Видов заражённых стало больше, людям часто помогают собаки, от которых прятаться не получается, но самое главное - каждый третий противник теперь - женщина. Они по-другому себя ведут, они истошно кричат при смерти, и это как по мне невероятно круто. Вот оно, равенство во всей красе. А то, что у каждого человека есть имя, то, как какой-то терпеливый парень вдруг срывается на тебя с мачете, горланя имя "Ольгаааа!" когда находит труп убитой тобой чуть ранее женщины - это очень долгое время попросту шокирует.
8. Режим сложности. И это единственное, что мне НЕ понравилось относительно оригинала. На высшей сложности здесь сохранился "режим слуха" - возможность "видеть" двигающегося противника сквозь стены, если он рядом. Как по мне, это слишком упрощает игру местами. Да, можно этим режимом и самому не пользоваться, но...
Да, это всё ещё стелс-эшен от третьего лица, но ругать игру за это... это всё равно, что ругать какую-нибудь стратегию за то, что там всё ещё мышкой нужно строить здания и отправлять юнитов в бой. Было бы странно, если бы игра решила сменить жанр.
9. Гитара. Это, с одной стороны, простая мини-игра, а с другой.... вы можете сыграть что угодно. Ограничений нет.
Картинка, звук, анимации.
Я последние два года стараюсь не пропускать новинок на PS4. Как по мне, вторые "Последние из нас" - самая качественная линейная игра, которая выходила на приставках. И самая жестокая. У неё есть некоторые проблемы - мне, например, не хватает в некоторых местах теней от персонажей - но они незначительны. Анимаций смертей - огромное количество. По звуку - не всегда понятно, с какой стороны он исходит, но мне так было даже интереснее. Вот саундтрека, превзошедшего первую часть, у игры нет. Песни Эшли Джонсон - изумительны, но они всё-таки звучат только в 4-х кат-сценах и титрах. Это не звук, сопровождающий игрока.
Прочее.
Жестокость - запредельная. Такого реализма при убийстве неписей и их реакций я не видела нигде и никогда. В зависимости от полученных смертельных ран противники-люди могут истошно кричать и корчиться до 8 секунд - и разновидностей таких сцен много. Жестокость в заставках - тоже запредельная. Убийство клюшкой для гольфа, убийство беременных, множество простреленных голов, вспарывание живота и вырывание кишок (многократное) - это лишь небольшая часть реалистичных зверств людей друг над другом. Я уже не говорю о том, что получается, если ваш герой попадается монстрам....
Реализм - до финала у меня не было к нему никаких вопросов. Кроме боссов, но об этом ниже. Последняя же драка Эбби с Элли... Не верю. Так не бывает. Ну и свёртываемость крови у героев традиционно высокая - швы решают почти все их проблемы с ранами. Ну да это скорее условность.
Реиграбельность - в игре огромное количество спрятанного контента - я при стремлении заглянуть за каждую корягу нашла процентов 70 спрятанных монет и карточек. Неугодные заставки скипаются одной клавишей. Если вам нравится геймплей - перепроходить можно и нужно.
Баги, глюки и прочее - у меня за всё прохождение случился 1. Я неудачно прыгнула - и игра решила меня сохранить в момент прыжка. В итоге при каждой загрузке я бесконечно падала в пропасть и умирала. Благо что есть два вида контрольных точек, и 2-часовой отрезок мне не пришлось начинать заново.
Продолжительность. Многим игра кажется длинной, но для меня такого критерия нет. Игра - это то, во что мы играем, при этом тратя за игру деньги. Она может быть слишком короткой - но не слишком длинной. Если вы хотите не играть, а посмотреть кино - это можно бесплатно сделать на видеохостингах и потратить 2-3 часа. Тратить на это более суток времени и почти 5 тысяч рублей не нужно. Если же вы любите такой геймплей - игра априори не может быть короткой. Вон, в Ведьмаке 3 со всеми дополнительными квестами можно и 200 часов наиграть, и геймплей там тоже однообразен. Но что-то я не помню обвинений в том, что он слишком длинный.
Боссы - да, они в игре встречаются. Это либо очень большие люди, которых надо долго резать ножиком (что выглядит слабоестественно), либо очень большие монстры, от которых надо долго бегать и тратить на них все ресурсы (монстра в больнице за Эбби я прошла с 1го раза, но вот с его третьей стадией пришлось помучиться - ресурсов и здоровья не осталось), либо... Элли за Эбби и Эбби за Элли. И вот здесь кроется главная, по мнению многих, проблема игры, от которой у всех так горит (но не у меня).
Она не даёт игроку финального выбора. Ему приходится смириться с тем, что решила Элли, но такой выбор мало кому нравится. Если честно, мне - нравится, и будь у меня свобода, я поступила бы также. И поступи Элли по-другому - это уничтожило бы всё её развитие через обе игры, и тогда третьей части просто не могло бы существовать. Для меня финал - если не полностью, то его посыл - это лучшее, что могло быть в такой игре. Хэппи-энда нет, каждый персонаж получил то, что заслуживает, а историю можно продолжить. Если авторы захотят, но я - хочу.
Объективно - эта игра заслуживает 7-7.5 баллов. За революционные идеи, за ходы, за качество. За не лучшую реализацию этих идей. За скучную Эбби. За последний бой Элли в игре, пришедший из какой-то другой игры.
Но люди - такие несовершенные и необъективные существа. Нас так легко восхитить или напротив, взбесить. Именно поэтому в адрес этой игры летят в основном единицы и десятки.
Впрочем, и я - человек.
Ваша Кэтти-бри.