Фильм, снятый почти десять лет назад, в 2011 году – и удивительно актуальный сегодня на волне протестов против расизма.
«Прислуга» ( The Help) — драма режиссёра Тейта Тейлора по одноименному роману Кэтрин Стокетт об афроамериканцах, работающих на белых людей в США, в начале 1960-х годов. Это описание жизни тех, кто уже с рождения был фактически бесправен и чья судьба почти полностью предопределена заранее – быть прислугой для господ, людьми второго сорта.
И развернулась эта история о непреодолимой пропасти неравенства совсем недавно - королева Елизавета Вторая уже цаствовала, Джекки Кеннеди и Мэрилин Монро блистали на телеэкранах, а Юрий Гагарин покорил космос.
Но как же так может быть? Ведь Американская мечта – возможность самостоятельно упорным трудом добиться успеха в жизни. Как жаль, что это лишь малая часть правды – одним трудом к мечте не приблизиться, увы.
Стеклянные потолки коварны - их не видно, они обнаруживают себя только при прямом столкновении, острой сердечной болью. Без денег на хорошее образование и заботливых взрослых ничего не выйдет, будь ты хоть сто раз умницей.
Девочка – подросток начитает свой трудовой путь и все, чем мать может поддержать ее – это просьба, почти мольба – «Не дерзи хозяйке»!. И дело вовсе не в склочном характере девчонки, а в черте, за которой начинается борьба за самоуважение:
«- Да, я служанка, но имею право на то, чтобы надо мной не открыто не смеялись, не лупили по щекам, не упражнялись в поднятии самооценки за мой счет... Мне и без того непросто живется – откуда вы можете знать, что творится у меня дома? Как мне приходится выходить на работу после побоев мужа, пытаясь скрыть синяки и боль? Откуда вы знаете, каково мне добираться до вашей усадьбы – пешком, через чужие поля, рискуя быть затравленной собаками или того хуже, подстрелянной хозяином земли?
Я воспитываю ваших детей – пока они малыши, то такие чудесные, добрые и ласковые. Я всегда говорю им – «Ты умная, красивая и самая лучшая, запомни это». А когда они вырастают, то становятся такими же, как их матери - надменными, высокомерными и бездушными. Они словно больше не видят меня. Меня как будто нет, и весь труд за многие годы в семье забывается за малейший проступок и от меня могут избавится, словно от вещи, в любой момент».
Героинь фильма спасла смелость – мужество открыто встать на свою защиту и поддержать друг друга, потому что был свет надежды и мечта о равенстве.
Стеклянные потолки между социальными этажами жизни – они существуют всегда и везде. Определенный цвет кожи, национальность (а также уровень достатка семьи, инвалидность, сиротство да мало ли что еще) автоматически ранжирует ребенка в определенную социальную нишу (в наши дни – условно, а когда – то буквально – в гетто), и вырваться оттуда стоит неимоверных усилий.
Прислуга – лишь вариант рабства, у него и сегодня есть множество личин; одно неизменно - в любом виде оно остается отвратительным. Но перемены начинаются даже с шепота...