- Сходство между Арьей, Анной и Мишей очевидно. А в чём разница?
- В мирах. Первая живёт в выдуманном мире, история второй основана на реальных событиях, а повествование третьей хоть и относится к реальному миру, является выдумкой. Что не отменяет того, что все три девочки - воительницы, их игра - восхитительна, а я всем проектам с их участием поставила "десятки".
Внутренние соображалки Кэтти-бри.
Холокост... бесчисленное множество нерассказанных историй, искалеченных судеб и детских смертей. История Миши, хоть и является выдумкой, вполне могла быть одной из них. С оговорками: сложно поверить в то, что маленькая девочка прошла по лесам порядка 2000 км в одну сторону, а затем оставшиеся в другую, что надрессированная убивать собака на службе нацисткой Германии вдруг может по воле ребёнка атаковать собственного хозяина, что фрицы ведут детей 2 минуты от их укрытия, чтобы затем расстрелять всё в том же лесу (кто-нибудь понял в чём заключается фокус с хлебом, они его по всему лесу раскидали и среагировали на детские голоса?), что из немецкого конвоя можно сбежать просто перебравшись через удобно расположенный бетонный забор, что регулярное поедание сырого мяса проходит без последствий для детского организма... и уж тем паче сложно поверить, что всё вышеперчисленное приключилось с одним ребёнком. Художественных допущений в фильме действительно много, что мешает нормальному восприятию истории вопреки рассказу героини всё той же Марты Козловой, которая всю Вторую Мировую провела в камине. Но это проблема сюжета. Не режиссуры, не композитора, не бенефиса юной Матильды Гоффарт. Это лишь предупреждение тем, кто пришёл сюда за реализмом - его здесь мало.
Весь реализм ушёл в съёмки. Грим Миши, дрессированные, а не нарисованные на компьютере волки и другие звери, настоящие звуки леса - всё это смотрится по-настоящему здорово после засилья графики в современном кино. Сложно сказать, когда я последний раз смотрела фильм без графики вообще. Наверное, в прошлом году...
Фильм поделён на три неравные части. Первая - оккупированный Брюссель, отношения Миши с родителями, бегство от облавы в приёмную семью и последующее бегство оттуда. Вторая - слалом по лесам, встречи с фауной, постоянные крики в небо "Я хочу есть!" и короткие стычки с недружелюбно настроенными людьми. Третья - самая короткая по времени - когда Миша попадает в украинскую семью, восстанавливает силы, встречает там известия об освобождении своего дома и устремляется в обратный путь, который полностью проходит за кадром. И ощущение от этих частей примерно такое, как от сборника российских новелл - настолько по-разному они выглядят, воспринимаются и проживаются. Стандартное начало любого фильма о Второй Мировой, достаточно жёсткая робинзонада с поеданием дождевых червей и сырого мяса крупным планом и расстрелами детей за кадром, а финал как будто вообще пришёл из немецкого "Облака" 2006 года. Основное, конечно, робинзонада - прекрасные натурные съёмки, скитания Миши по лесам, её почти мистическая связь с животными, которая даже заставляет в финале задуматься - а не было ли всё её приключение лишь игрой детского воображения, больно волки и собаки похожи?
Ну и главное украшение фильма - Матильда. Маленькая девочка, проживающая всё то же, что проживает её героиня. Чумазая, постоянно падающая, правдоподобно отыгрывающая ненависть, боль, слёзы и злость - прекрасный ребёнок, достойный "Оскара".
Едва ли "Выживая с волками" является сильным фильмом и может подвинуть своих коллег по жанру. Неровный, поднимающий те же вопросы, что поднимали сотни фильмов до него и поднимут сотни фильмов после, местами откровенно затянутый и очень неправдоподобный. Но я - Кэтти-бри, в фильме главную роль играет блестящая девочка, а события картины позволяют этой девочке по-максимуму показать зрителю свой талант. А значит, я просто не могу не поставить ей высший балл.
Европейское кино, европейские дети - вы чудо.
А нам остаётся лишь мечтать, чтобы все войны остались позади, и если уж человечеству суждено исчезнуть с лица планеты, то пусть это произойдёт лет через тьсот от какого-нибудь безболезненного T-вируса,а не от всепланетной войны, в число таких вот "Миш" будет исчисляться миллионами.