Короткометражный анимационный фильм «Дочь» от режиссёра Дарьи Кащеевой, с успехом шествует по международным фестивалям, завоевывая одну премию за другой. И даже Оскар не смог равнодушно пройти мимо этой ленты, включив её в число своих номинаций. Правда, его младший брат, студенческий Оскар, оказался куда благосклоннее к мультфильму, предоставив себя целиком и полностью в качестве заслуженной награды.
В основу сюжета легла история непростых взаимоотношений отца и дочери, которые стремятся обрести взаимопонимание, утраченное несколько лет тому назад. Момент, ставший переломным для обоих, наступил с появлением раненой птицы, оказавшейся в детских руках. Точно так же, как птица нуждалась в помощи, так же дочь нуждалась в капельке отцовского внимания, которого ей не хватило в нужное для неё время, тогда, когда ничего важнее для неё не было.
Оставив попытки достучаться до отца, дочь решает привлечь его внимание иным способом. Девочка надевает маску птицы, и сама становится ею, она прячется ото всех в своем гнезде, созданном из терновых веток, и проходит мучительный путь, разбиваясь в кровь о свои обиды, мечтая о том, что папа придёт и спасёт её от них.
Каждый из них проходит свой нелёгкий путь, через свои обиды, боль, непонимание, причинение боли родному человеку, ведь кроме них двоих никого больше нет. Они живут друг для друга, одновременно становясь палачами для самих себя. Они оба – раненые птицы, раненные любовью друг к другу.
Образ птицы красной нитью проходит сквозь сюжетную канву мультфильма, и, продолжая сравнение, хочется отметить, что он накладывается не только на самих героев, но и на их семью в целом. Эта ячейка общества тоже похожа на искалеченную птицу, поскольку живёт, опираясь только на одно крыло. О том, почему отсутствует второе крыло, мамино, зрителю остается только догадываться.
Мультфильм несет на себе печать молчания, лишая нас возможности слышать голоса главных героев. Однако, если внимательнее присмотреться и прислушаться, то можно заметить, что между ними ведётся молчаливый диалог. Девочка мысленно разговаривает со своим отцом, в ответ она слышит звуки больничного аппарата, к которому тот подключен, они заменяют голос его сердца.
Операторская работа так же заслуживает внимания. Благодаря особенной манере съёмки с применением ручной камеры, создается эффект присутствия, причем это не присутствие стороннего наблюдателя, это погружение или, если хотите, переселение во внутренний мир героев. Цветовое решение картины, где доминируют преимущественно мрачные тона, прекрасно иллюстрирует то, что происходит в душах отца и дочери. За эмоциональный фон здесь отвечают необыкновенно живые и выразительные глаза «актёров», которые расскажут больше, чем тысячи слов, и сумеют заставить зрителя смотреть фильм на одном дыхании. Жесты, позы, движения дополняют общую картину восприятия.
Детские обиды могут нанести непоправимый вред. Недостаток внимания в нужный момент со временем может превратиться в нерастворимый осадок, камнем лежащий на душе. Избавиться от него порой слишком сложно, а порой кажется, что и вовсе невозможно, но это в том случае, если ребенок испытывает дефицит родительской любви. Мы почему-то считаем, что наши близкие всегда будут рядом, в любое удобное для нас время, и мы всегда сумеем исправить все те ошибки, которые мы совершили, ведь у нас есть «завтра». Но что будет с нами, когда мы поймём, что для кого-то из нас оно уже никогда не наступит?
Посвящается Павлу Петровичу и Зинаиде Михайловне Посевиным.