При всех мыслимых претензиях к ныне строящейся киновселенной DC, знаете в чём один из её неоспоримых плюсов? Она очень непредсказуема. При всём уважении к Disney, их вселенная по комиксам Marvel уже редко преподносит какие-то сюрпризы, поскольку они уже нашли свою формулу успеха и много лет её эксплуатируют, снимая картины, которые получаются все как под копирку. Поэтому, когда идёшь на один из их фильмов (особенно это касается сольников), можно заранее предугадать, что ты сейчас увидишь, вплоть до пропорций экшена и юмора, которые будут преподнесены на экране. Студии Warner Brothers и DC Comics сейчас похожи на двух супругов, заключивших брак по расчёту, которые никак не могут договориться о том, как именно им распоряжаться своим совместным имуществом, а потому как следует отладить свой конвейер, чтобы он исправно приносил хорошую прибыль, у них пока не получается. И знаете, ведь это здорово, потому что в их киновселенной всё ещё есть место экспериментам, творчеству. Каждый раз покупая билет на очередной фильм DC, я ощущаю себя ребёнком, купившим шоколадное яйцо и гадающим, что же за игрушка окажется внутри. Посмотрите насколько разными по стилистике получились "Аквамен", "Шазам", "Чудо-женщина", "Джокер" (хоть последний, как известно, не входит в киновселенную)- все эти фильмы оказались в разной степени успешны, но тем не менее каждый из них получился самобытным. Точно такие же мысли у меня были перед просмотром "Хищных птиц". Я знал, что будет сюрприз, но не знал с каким знаком. Увы, но оказалось со знаком "минус"...
Первое ощущение после сеанса было, будто я только что прослушал какой-то двухчасовой гимн феминизму. И я это говорю без преувеличения. Весь сюжет фильма описать до боли просто, поскольку его основные компоненты- это череда историй о мужских предательствах, высокомерном поведении представителей сильного пола и их ущемляющих выпадах в адрес женщин, которая разбавляется эффектными разборками с обилием холодного и огнестрельного оружия, переломанных конечностей и неуместных совершенно неостроумных выходок Харли Квинн. Знаете, у меня такое ощущение, что создатели фильма не знали каким образом им сплотить отряд Хищных птиц и не нашли ничего умнее и оригинальнее, чем объединить их ненавистью и обидами на противоположный пол. Серьёзно, вот у каждой из участниц отряда в жизни есть такой подленький хитроумный мужичонка, который любит помыкать женщинами, всячески им досаждать и мешает раскрыть им свой потенциал на полную. И тогда четыре пташки, которые устали от того, что об них постоянно вытирают ноги и разбивают им сердца, решают объединиться, чтобы бороться за свою независимость.
Знаете, я, конечно, понимаю, что Голливуд сейчас придерживается определённых трендов и привлечение внимания к актуальным общественным проблемам (большинство из которых сильно преувеличены или же доведены до абсурда) посредством фильмов- это, по всей видимости, уже обязательный пункт для любой киностудии. Но прикрывать этим творческую лень и полную сценарную недееспособность уже перебор. Для чего нужно было так неумело и кощунственно переиначивать образ Харли Квинн? В "Хищных птицах" героиня Марго Робби растеряла всё своё дерзкое обаяние и сексапильность. Создатели очень настойчиво пытаются навязать Харли образ моралистки, который ей подходит также, как козе баян. Попытки доносить через её уста какие-то мысли о жизненных ценностях, стремлении поступать правильно, воспитании детей абсолютно не вяжутся с её безумными выходками, поведением, манерой носить колготки с широкой клеткой и прочие откровенные наряды и любовью к весьма экстравагантным домашним питомцам. Харли Квинн, пытающаяся читать какие-то нравственные нотации выглядит, на мой взгляд, просто нелепо. Весь фильм Харли колеблется где-то между мудрой правильной женщиной и ехидной озлобленной стервой, не попадая в итоге не в один из этих образов.
Что касается других птиц, входящих в этот мужененавистнический "girls band", то Рене Монтойа, Охотница и Канарейка присутствуют в фильме больше для галочки, чтобы хоть как-то оправдать словосочетание "Хищные птицы" в названии. Картина в большей степени акцентирована именно на сюжетной линии Харли Квинн, которая несколько раз по ходу повествования просто пересекается со своими единомышленницами, которым создатели даже не потрудились придумать каких-то внятных историй, чтобы познакомить их со зрителем. Собственно, всё краткое резюме, которое было дано подельницам Харли было сведено к тому, что каждая из них по-своему натерпелась от коварных мужиков. Увы, но у отряда Хищных птиц нет никакой идеологии, никаких внятных мотивов, между его участницами нет ни намёка на химию. Их объединяет только стремление освободиться от мужского покровительства и стать независимыми. Если кто-то смотрел прекрасный советский фильм "Трое в лодке, не считая собаки", может помните песню, которою исполняло женское трио на берегу реки? Припев там был "Если б не было ужасных, приставучих, надоедливых мужчин...". Вот эта шутливая песенка стала бы отличным рабочим девизом пташек.
Что же до главного антагониста фильма, то Чёрная Маска в исполнении Юэна МакГрегора стал воплощением всех мужских пороков, которые так ненавистны Хищным птицам. Роман Сайонис- готэмский мафиози, управляющий собственной преступной империей, которая является одной из самых влиятельных в Готэме. Главная его черта, которая была выдвинута на первый план- это то, что любая плохая новость приводит его в бешенство и неконтролируемую агрессию. И за всё время фильма я так и не увидел в нём действительно солидного преступника и мудрого управленца, которого называют "Крёстным отцом Готэма", который, по его собственным словам, сам построил свою империю с нуля. Я увидел обычного неуравновешенного человека, склонного к садизму и излишней жестокости, но при этом не обладающего какими-то лидерскими качествами и хотя бы толикой изобретательности и харизмы Джокера. Не удивлюсь, если образ Чёрной Маски был специально так плохо прописан для того, чтобы хворающие пташки выглядели на его фоне павлинами. К сожалению, Чёрная Маска оказался одним из самых беззубых и проходных злодеев среди всех экранизаций DC, чьей самой запоминающейся фишкой станут весьма фривольные отношения с его помощником. Юэн МакГрегор выжал из этой роли всё, что мог, к нему претензий нет.
Благо, с визуальной частью всё в порядке. Экшена в фильме много и поставлен он весьма изобретательно. Насколько мне известно, во время работы над фильмом студия Warner прибегала к услугам Чада Стахелски для съёмок экшен-сцен. Рука создателя "Джона Уика" по ходу фильма действительно заметна, так что по справедливости Кэти Янь должна разделить с ним лавры за создание картины. Бодрые рукопашные поединки, погони на машинах и перестрелки с обилием сине-розового дыма в фильме происходят с интервалами примерно в десять минут. В оригинальных локациях, вроде парка аттракционов и под энергичное музыкальное сопровождение, которое дополняет общий антураж картины, боевые сцены смотрятся очень и очень весело, не давая зрителю заскучать.
Но, тем не менее, на одном лишь качественном экшене и нескольких приятных отсылках к другим популярным героям DC фильм не вытянешь. Создатели ленты почему-то решили, что надавив на популярную нынче феминистскую тематику, можно полностью забить на историю и персонажей. "Хищные птицы" действительно способны развлечь, но начинка, которая скрывается под толстым слоем перестрелок и драк, пожалуй, даже у "Отряда самоубийц" не была настолько безвкусной, не содержащей в себе абсолютно ничего кроме натужных женских драм и запаха дешёвых сэндвичей.