(ВНИМАНИЕ! Возможно в тексте СПОЙЛЕРЫ!)
О, Голливуд! О, нравы! Да-да, я про тот самый Голливуд, привлекающий своим блеском и возможностями множество талантов и не очень, аки мух на небезызвестное лакомство. Сколько звёзд на его небосклоне засветилось? Вот только краткий и далеко неполный список имён, которые остаются до сих пор на слуху: Пол Верховен, Люк Бессон, Брюс Ли, Рутгер Хауэр, М. Найт Шьямалан, Педро Альмодовар, Жан Клод Ван Дамм и, конечно же, Джон Ву.
Да, тот самый Джон Ву, что очень любит голубей, слоу-мо, зеркала, стоящих спиной к спине противников и беретты (желательно две, по одной в каждую руку). Этот режиссер, сняв в Гонконге пару-тройку неплохих фильмов («Круто сваренные», «Наемный убийца»), решил попытать своё счастье в Голливуде, и в целом успешно. Первым его фильмом на чужбине стала «Трудная мишень» с бельгийским актёром Жаном Клодом Ван Даммом в главной роли. И, на мой взгляд, этот фильм (вопреки поговорке: «первый блин - комом») стал более чем удачным.
В «Трудной мишени» простой, но с острым социальным подтекстом, сюжет. В этом фильме, деление на бедных и богатых нарисовано очень жирными мазками: богатые здесь имеют всё и вся во всех смыслах слова, а бедные не могут себя обеспечить, работу найти сложно, для некоторых – невозможно. Очень много ветеранов, героев войны, оказавшихся после службы ненужными и выкинутыми на обочину жизни государством. И это в самой богатой и воюющей в мире стране. Богатые люди играют людскими жизнями в прямом смысле этого слова, вернее охотятся на людей, дабы развеять свою скуку. Нет, не в шутерах в компьютерной игре, а в жизни. Удивительно, как первый американский фильм Джона Ву не стал одновременно и последним. Наверное, Голливуд в начале 90х был более толерантным к чужому мнению.
Именно с такой охоты и начитается фильм «Трудная мишень». Правила этой игры, на кону которой жизнь человека, просты: есть бездомный бедняга, как правило, бывший военный, не имеющий родных и близких. Бедняге хочется уютного дома и сытного стола, поэтому за внушительную плату он соглашается быть жертвой для богатых. Ему всего лишь нужно с той самой платой на поясе добраться живым из точки А в точку Б.
Организатором вышеописанного развлекалова был некий Эмиль Фушон, который очень любил свою работу и чётко знал, что нужно сделать, чтобы клиент ушел с кровавого сафари удовлетворенным и безнаказанным, как и он сам. Однако, «и на старуху бывает проруха», поэтому в продемонстрированном зрителю жестоком забеге, в качестве жертвы выступал Даглас Биндер, обладающий всеми требующимися «качествами» для замещения этой «вакансии», кроме одного – он оказался не одинок.
Даглас хоть и был бездомным с постоянным адресом проживания Новый Орлеан, но имел в наличии дочь Наташу, с которой исправно переписывался долгие годы. И вот, дочь, не получив очередных писем от отца, отправляется на его поиски. Приехав в Новый Орлеан, Наташа наконец-то выясняет, что отец был бездомным. Логично, что место обитания бедняг, оставшихся без крова, не совсем безопасно для милой наивной дамы, поэтому себе в помощники Наташа нанимает Ченса Будро, уже имевшего честь спасти оную даму.
А вот с этого места я, пожалуй, более детально остановлюсь на персонажах и актёрах, которые их играли. И начну с Ченса Будро (Жан Клод Ван Дамм), которым завершила предыдущий абзац. Итак, Ченс - бывший разведчик морской пехоты, до скрежета зубов положительный парень, очень не любит убийц, воров и контрабандистов. Безработный – не берут его на неё за строптивый характер и задолженность перед профсоюзом (хотя с его навыками его, как минимум, любой ЧОП "с руками бы оторвал").
Жан Клод Ван Дамм играет своего стандартного персонажа, красиво машет ногами в слоу-мо и… всё. Его крутизна в фильме зашкаливает за все невозможные пределы настолько, что даже змеи при соприкосновении с его кулаком падают ниц, но ненадолго.
Наташа Биндер (Янси Батлер) или просто сокращенно Нэт – дочь жертвы Эмиля Фушона. Милая, наивная, глупая дама, нередко с глазами «навыкат» от ужаса или удивления, украшающая своим присутствием фильм. Тот самый персонаж, который одновременно является и двигателем сюжета и мебелью.
Про Дагласа Биндера (Чак Пфаррер) рассказывать, кроме того, что он оказался довольно не трудной мишенью и завязкой сюжета, нечего.
А вот Эмиль Фушон (Лэнс Хенриксен) и его подручный Пик ван Клиф (Арнольд Вослу), получились очень колоритными персонажами. Оба истинное и абсолютное зло.
Пик ван Клиф похоже первоклассный следопыт-убийца, найдёт и убьёт кого хочешь, маниакально любит свою работу. На лице Вослоу прямо идеально прописалась дьявольская улыбка наслаждения во время очередной охоты и между ними.
Эмиль Фушон – это не просто очень богатый, нехороший человек, получающий наслаждение и деньги от своей работы, это азартный игрок. А азарт очень часто губит своего хозяина, даже если рядом с ним будет находиться голос разума. Лэнс Хенриксен идеально воплотил в жизнь на экране все эти «качества» персонажа. Сыграл так, что к нему начинаешь испытывать наивысшее отвращение не тогда, когда он охотится, а когда после работы со спокойным и умиротворенным лицом играет на рояле, хотя не меньшая в этом заслуга и самого Джона Ву.
Отдельно хочу замолвить словечко за дядю Дюви (Уилфорд Бримли), не скажу, что персонаж ключевой (даже не второго плана), но очень колоритный, его запоминаешь и почему-то симпатизируешь ему. Очень жаль, что у него мало экранного времени.
Что же касается самой режиссуры и сценария, то Джон Ву и Чак Пфаррер (он же Даглас Биндер) справились не плохо. В постановке и сценарии есть небольшие недочеты, например: безработный, питающийся как попало, Будро имеет модную прическу и не менее модный прикид, а также атлетическую фигуру, которой могут позавидовать некоторые правильно питающиеся спортсмены, кроме того у Ченса очень зоркий глаз, который может найти иголку в стоге сена, в фильме очень терпеливые змеи, медленно действующие гранаты, а в противника обязательно нужно выпустить не меньше одной обоймы (больше – можно) и т.д, и пр., и др. При этом, все эти недочеты не портят общего впечатления от картины, поэтому я поставлю ей чрезмерно высокую девятку и пожелаю всем нам счастья, здоровья и отсутствия у наших богатых тяги к подобному развлечению.