Я долго ломал голову над тем, как бы по оригинальнее изложить свои мысли, посвящённые самому первому фильму вселенной «мальчика, который выжил», придуманной обожаемой в прошлом, а ныне, уже презираемой собственными фанатами даже на Западе Джоан Роулинг.
И знаете, в конце я пришёл к выводу, что не хочу делать стандартный детальный разбор всей картины. Не хочу шутки ради тыкать пальцем в какие-либо недостатки, как самого фильма, так и всей вселенной в целом. Давайте будем честными: по поттериане уже никто и никогда не сделает обзоры лучше, более креативно и остроумно, чем Икотика. Это уже Magnum opus. Можно, конечно, попытаться, но не думаю, что это выйдет столь же эпично, как у него. Да и у меня нет столько времени и фантазии, чтобы придумать от себя что-то настолько же масштабное.
Вместо всего этого я хочу поговорить о том, что же меня так тронуло в фильме «Гарри Поттер и философский камень», как и во всей франшизе. В первую и последнюю очередь, ощущение того, будто ты оказался в самой настоящей сказке. Сказке, которую тебе рассказывала в детстве бабушка перед сном, только наполненной британским колоритом. Ознакомившись целиком и полностью с первой частью уже только в относительно зрелом возрасте, меня в первую очередь поразил воссозданный до мелочей мир волшебства, скрытый от глаз маглов («не путай с магами, Гарри»): Косой переулок, поезд «Хогвартс-экспресс», замок, где расположилась школа чародейства и волшебства Хогвартс, «живые» портреты, стадион Квиддич. Да я бы любой день отдал из своей жизни (кроме того, когда я родился, т.к. я смотрел «Шрек навсегда», знаю, что такой обмен не кончается ничем хорошим), чтобы хотя бы ненадолго очутиться там, прочувствовать на себе всю прелесть мира волшебников. Ну и покататься на метле, конечно. Аккуратно адаптированный сценарий; костюмы; декорации; работа с освещением; яркая, разноцветная и приятная цветокоррекция; грамотный и сбалансированный монтаж; музыка. Всё это можно охарактеризовать двумя словами: любовь и страсть… Да что там! Любовная страсть! Вот с чем подошёл каждый причастный к своей работе: сценарист Стивен Кловз, художник-постановщик Стюарт Крэйг, художники по костюмам и декорациям Джудианна Маковски и Стефени МакМиллан, оператор Джон Сил, монтажёр Ричард Фрэнсис-Брюс, композитор-легенда, достойный называться легендой Джон Уильямс, и, конечно же, в первую очередь, режиссёр этого чуда, небезызвестный Крис Коламбус.
В будущем выступив режиссёром следующей картины поттерианы с подзаголовком «Тайная комната», Коламбус уже доказал другой, ранней собственной дилогией «Один дома», что у него не только имеется глаз-алмаз на самые молодые дарования, но он ещё умеет и правильно работать с ними, а также помочь раскрытию их актёрских задатков. И если с выбором Дэниела Рэдклиффа на главную роль будущей «волшебной серии» он угадал, ну скажем, если не на 100, но на 70 % точно (я не столь категоричен к его актёрской игре как в «Философском камне», так и в последующих картинах поттерианы, уж не серчайте), то с остальными детьми вышло даже 200-процентное попадание. Эмма Уотсон (Гермиона Грейнджер), Руперт Гринт (Рон Уизли), Том Фелтон (Драко Малфой) идеально для своих лет отыгрывают архетипы всезнайки, в хорошем смысле инфантильного дурачка и в плохом смысле задиры соответственно.
Взрослый актёрский состав не менее чем прекрасен. И здесь кастинг отдел при участии Коламбуса с благословенья Роулинг подобно Вильгельму Теллю угодил прямо в яблочко. Ричард Харрис, пробывший в роли одного из самых могущественных волшебников на планете и по совместительству директора Хогвартса лишь первые два фильма, больше похож здесь на доброго Деда Мороза. Сэр Алан Рикман был будто рождён для роли Северуса Снегга - одного из самых противоречивых персонажей как во вселенной «Гарри Поттера», так и в мировой поп-культуре в целом. Как в первом фильме, так и в продолжениях, он без устали и с наслаждением пребывает в своём нуарном мире, так очевидно контрастирующего с окружающим его цветастым окружением. Мэгги Смит (Минерва Макгонагалл) так вообще с таким удовольствием и энтузиазмом играет свою роль декана факультета Гриффиндор, что не перестаёшь ею восхищаться. На её предмет трансфигурации я бы ходил с большим удовольствием. Образ главного плохиша всей саги Волан-де-Морта, представленный Иэном Хартом, я считаю наиболее мрачным и пугающим, чем вышло у Рэйфа Файнса в последующих сериях. Рубеус Хагрид в исполнении Робби Колтрейна (тот самый русский друг Джеймса Бонда, Валентин Жуковский) простоватый, слегка нелепый, но очаровательный полувеликан, к которому проникаешься симпатией с первых же кадров его появления.
Стоить заметить, что благодаря той чарующей атмосфере, которую задаёт режиссёр вместе со всей съёмочной группой, «Гарри Поттер и философский камень», как и «Один дома», лучше всего смотрится как в предновогодние дни, так и во время праздничных каникул. Из всей серии только «Философский камень» на пару с «Тайной комнатой» лучше всех передаёт тот дух приближающихся праздников с ёлками, гирляндами и завёрнутыми в разноцветные упаковки с бантиками подарками. Благо, тут даже имеется и упомянутый мною выше соответствующий образ Дамблдора.
Что можно по итогу сказать?.. Не, всё равно вышел стандартный разбор, как детальный, так и «с водой», только без минусов картины, как бы я ни старался отойти от такого формата. Ну а что вы хотели? До меня уже не раз отзывались об этой без преувеличения волшебной картине, притом более красноречиво. Стоит отметить, что на фоне откровенно ужасного последнего фильма из серии поттерианы «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда», а также бездарного каноничного продолжения, что зовётся «Проклятое дитя», всю основную киновселенную, особенно первые три фильма, начинаешь по-особому любить и ценить. Начинаешь с особой ностальгией вспоминать то время, когда Роулинг в угоду нынешним толерантным трендам ещё не переписывала свой же канон, не нарушала свои же установленные ранее правила. И всё-таки я хочу сказать спасибо тебе, Джоан, за этот удивительный и сказочный мир, что ты подарила всему миру! Спасибо, что ты это сделала не в конце нулевых, начале десятых годов, иначе это был бы с самого начала совершенно другой мир с бразильским "мылом" и разными сексуальными ориентациями, который меня уже оттолкнул после последнего фильма.
Хочу выразить отдельную благодарность Крису Коламбусу и всей его команде за эту чудесную и волшебную экскурсию!