Рецензия к фильму "Старик" от Евгений S.h.
Человек и природа
«Человек и природа единое целое. Как люди зависят от природы, так и природа зависит от людей и важно достичь гармонии в этих взаимоотношениях». Обычно так или приблизительно начинают школьники сочинение на тему взаимоотношений человека и природы. Упрекать их в этом нет смысла, так как в этом есть истина.
Особенно актуально в наши дни эта тема в контексте противостояния этих двух сторон. Природа может как и вылечить, так и уничтожить. Она может быть как благосклонной, так и невероятно жестокой.
Знаменитая повесть Эрнеста Хемингуэя «Старик и море» как раз затрагивает такую животрепещущую тему вкупе с религиозными намёками. Именно по мотивам этого литературного произведения был снят в 2012 году фильм Ермека Турсунова «Шал» (на русском языке – «Старик») с существенными отличиями от первоисточника. Так, время действия и события картины происходят в наши дни. Вместо открытого моря здесь зрителям представлена обширная казахская степь, а вместо акул главными противниками героя от лица природы здесь выступает стая волков.
Наш главной герой в исполнении Ерболата Тогузакова отнюдь не невезучий (salao), как его книжный прототип, а просто старик, который живёт простой, ничем не примечательной жизнью в далёкой степи. В свои уже преклонные 73 года он продолжает отгонять овец на пастбище, чтобы прокормить свою небольшую семью, состоящую из невестки и внука, параллельно совмещая это с любимым занятием – просмотром футбола по телевизору. У него непростые взаимоотношения с внуком в силу характера, который он унаследовал от деда, их разных взглядов на жизнь и нежелании последним принять от своего старика все главные ценности этой жизни.
И вот в один обыденный день старик впервые в своей долгой жизни, загоняя в очередной раз овец на пастбище, заблудился в окутанной плотным туманом степи. В попытках выйти на свою маленькую цивилизацию он только, сам того не замечая, уходит всё дальше и дальше в глубь степи, а также блуждает кругами. Преследует старика по пятам волчица со своей стаей, жаждущая мести за убитых ранее её детей от рук браконьеров – молодых волков. Всё, что остаётся нашему герою – это выжить и защитить своё стадо от жаждущей крови и свежего овечьего мяса волков, взывая к помощи Бога. Для старика же, как он сам говорит, Бог есть та самая степь.
Ерболат Тогузаков проделал что-то невероятное! Он так изображает эмоции человека, которого природа испытывает на прочность, подкидывая ему всё новые и более труднопроходимые испытания, что такой актёрской игре может позавидовать сам Том Хэнкс из «Изгоя». Эта боль, это отчаяние в его глазах, эта жажда жизни, стремление выжить и вернуться домой к внуку во что бы то ни стало, невзирая на возраст, на полученные раны, а также эти статичные, но проникновенные флешбеки из детства, образ доброй и любящей матери Шала, делают его персонажа не просто живым и настоящим. Они раскрывают уже прожившего своё человека с совершенно новой, ранее не виданной ему стороны.
И если начало фильма выглядит немного затянуто и скучно, то уже начиная с того отрезка, когда Шал оказывается наедине с уже знакомой ему, и в то же время совсем неизвестной и неприветливой дикой степью, режиссёр картины Ермек Турсунов начинает нагонять такой саспенс, который не будет отпускать уже до самого конца. В самые столь удачные и нужные моменты помогает так изящно нагнетать обстановку гениальные композиции Куата Шильдебаева, исполняемые под режущий самую душу струнный музыкальный инструмент. Если не ошибаюсь, это кобыз. Когда играет такая музыка в самых напряжённых сценах, начинаешь неосознанно ёрзать на месте, душа уходит в пятки.
Помимо смысла человеческой жизни, её героического начала и победы, которая не будет зависеть от внешних обстоятельств и событий, так аккуратно перенесённой режиссёром из повести Хемингуэя, Турсунов также привнёс от себя ещё несколько важных уроков для людей разных возрастов, особенно это касается младшего поколения – любить, уважать и ценить старших! К сожалению, зачастую люди начинают ценить всех, кто им ближе и дорог, уже после их ухода. И потому тем ценнее каждая минута, проведённая с вашими близкими и родными. Пускай они могут вас иногда раздражать и даже бесить, но любовь, будь то материнская, отеческая, детская, неважно, превыше и ценнее всего на свете. Через этот путь проходит внук главного героя. Стоило старику потеряться, он начинает принимать активное участие в его поисках. И даже когда, казалось бы, надежда найти своего деда и вернуть его домой умирает постепенно, мальчик всё равно не останавливается и продолжает его поиск.
И ещё один самый важный урок, который можно вынести из ленты - делая добро, не жди благодарности. Если человек ожидает благодарности за свою доброту, то это не будет считаться настоящей добротой (читайте притчу «Ожидание благодарности»).
Подводя итог, скажу следующее: казахский кинематограф может приятно удивить. Фильм «Шал» («Старик») выдвигался на соискание премии Оскар в категории «Лучший фильм на иностранном языке» и это было справедливо! Перенеся события и время действия «Старика и моря» Эрнеста Хемингуэя из солнечной Кубы в холодные степи Казахстана, автор сценария и режиссёр картины Ермек Турсунов сохранил при этом сюжетную канву повести. В результате у него вышло очень атмосферное, жизненное, жестокое и в то же время такое приятное кино, которое не оставит равнодушным никого. Если вы не читали «Старик и море», но посмотрите «Шал», считайте, вы уже ознакомились с этим литературным произведением.
15.01.2020
Оценка читателей: 9,71 из 10 (голосов: 7)