Сколько их, боевичков из 80х-90х промелькнувших перед глазами и исчезнувших в информационном шуме без следа… Но есть и иные, накрепко оставившие свой отпечаток в памяти, да так, что пересматривая их спустя десятилетия, не только не возникает недоумения, чего же в них могло понравится, но и умудрённый жизненным опытом, открываешь их заново. Один из таких фильмов – Робокоп.
История, как из убитого полицейского, бесчеловечная корпорация сделала бронированного и вооружённого автоматическим оружием киборга, наводящего ужас на криминальный элемент Детройта и мстящего своим убийцам, вполне достойна картины категории «Б». Не попасть в эту неприглядную компанию фильмов, произведению помогла команда талантливых и увлечённых своим делом людей. Наверное, главная заслуга принадлежит скандальному Полу Верхувену, снявшему фантастический боевик в своей гротескной, сатирической, разбавленной откровенными насилием и жестокостью манере. Его же руке принадлежит подбор отличных актёров дизайнеров и специалистов по спецэффектам.
Фильм широкими, смелыми мазками рисует изрядную картину недалёкого будущего, по сути надвигающейся киберпанковской антиутопии. Корпорация OCP стремится подмять под себя город – практически осталось только подменить службы правопорядка, ведь законодательная власть, судя по всему, уже у неё в кармане. Отменно показана грызня членов совета директоров Дика Джонса и Боба Мортона за место под солнцем – одобрение «старика», что влечёт за собой дальнейшее финансирование собственных амбициозных проектов и карьерный рост. Ради такой высокой цели все средства хороши и человеческая жизнь здесь стоит не более жизни муравья в муравейнике. Будь то служащий полиции или даже вице-президент совета директоров. Сцена презентации ED209 в зале заседаний OCP скажет о моральном облике этих людей лучше тысячи слов.
С другой стороны, город стремятся прибрать к рукам уличные банды, самой влиятельной из которых выступает команда бесбашеного упыря Бодикера (ты же не ударишь очкарика) Кларенса, полностью отмороженная, даже по меркам местного криминального мира. И, кажется, что одна проблема Детройта, пытается решить вторую, но на самом деле бандиты и корпорация как ин и ян, две стороны одной медали, служат одной цели.
На атмосферу работают также вставки выпусков новостей, в которых позитивные ведущие бодро вещают об угрозе взрыва нейтронной боеголовки, очередном, привычном уже расстреле полицейских и рекламы семейной игры в ядерный конфликт. Будучи подростком, смотрела этот фильм в девяностых, и складывалось ощущение, что с людьми в этом выдуманном мире что-то очень сильно не так. Теперь к сожалению я наблюдаю похожие вещи прямо вокруг себя и они уже не кажутся шокирующими… Есть ли в кинокартине хорошие люди? Да, это полицейские из участка, куда переводится Алекс Мёрфи, как последний бастион в этом мире порока и хаоса. И конечно сам Алекс, как примерный семьянин и олицетворение готовности положить свою жизнь на алтарь служения закону в переносном и в самом прямом смысле. Мёрфи добровольно перевёлся из благополучного района в самый криминальный участок Детройта, где постоянно погибают его коллеги. Это и вызвало непонимание начальника участка: мол, мы тут на жизнь зарабатываем и пытаемся не сдохнуть, а ты добровольно какого-то чёрта сюда сам сунулся. Он же не знал, что Алекс не ищет в жизни простых путей. Таким образом, по сюжету Алекс Мёрфи – это лучший из лучших, сильная личность, человек долга. Именно эти качества плюс огромный запас жизнелюбия, позволили ему сохранить себя в абсолютно бесчеловечных условиях, позволили людскому одержать верх над машиной.
Фильм полон ярких, запоминающихся персонажей. Здесь и банда Бодикера – все «красавцы», как на подбор. Удивительно, что интеллигентного вида Кертвуд Смит, да ещё и в очках, смог сыграть такого лютого бандюгана, в которого поверил бы и сам Станиславский. Ронни Кокс (Ричард Джонс) и Мигель Феррер (Роберт Мортон) были хороши и в смачной «туалетной» сцене, и в сцене презентации ED-209. Дэн О’Херлихи (Старик) хоть и получил совсем немного экранного времени оказался весьма колоритен, благо у него получилось проявить себя в продолжении. Приятно было посмотреть и на напарницу главного героя Ненси Аллен(Энн Льюис), девушку может и не слишком умную, но смелую, добрую и внимательную. Запомнился Роберт Дукуй по роли сурового, но справедливого и честного сержанта полиции.
Всю основную тяжесть съёмок буквально вынес на себе исполнитель главной роли Питер Уэллер. Человек, большую часть съёмочного времени проведший в дико неудобном, тяжёлом, жарком костюме, да ещё и закрывающем большую часть лица, смог выразить огромную гамму эмоций лишь одними незначительными движениями тела. Он проделал поистине огромную работу над образом своего героя и в его Робокопа веришь, сразу и безусловно. Остаётся только сожалеть, что в дальнейшем у Питера не было особо ярких и запоминающихся ролей и его знают в основном по работе в этом фильме.
И ещё есть один важный персонаж - это чудесная, создающая настроение и мгновенно запоминающаяся музыка Бэзила Поледуриса, без которой фильм, наверное, потерял бы половину своей привлекательности.
Конечно, у этой кинокартины есть очевидные сюжетные недочёты. Например, сомнительно выглядящая погоня Мёрфи и Льюис вдвоём за обладающей явным численным перевесом бандой Кларенса. Да ещё и классическое «давай разделимся», на заброшенном заводе. Уж очень нужно было сценаристам убить главного героя! Есть иные притянутые за уши моменты, которые можно довольно долго перечислять. Другое дело, что эти недочёты, что называется «не решают» и глобально не влияют на ощущение от этого фильма. Картинка до сих пор особо не режет глаз, несмотря на довольно тесные, для фантастического боевика, бюджетные рамки. Придраться можно только к кукольным сценам с ED-209, которые действительно устарели. Однако общее впечатление от «Робокопа» – смотреть его до сих пор интересно, зритель каждого возраста найдёт в нём для себя что-нибудь стоящее. И сейчас этот фильм остаётся настоящим гимном преодолевающей все преграды силе человеческого духа.