Знаете, на досуге я часто раздумывал, за что же мы, зрители, так любим "Звёздные войны". Большинство моих знакомых (в основном это люди мало интересующиеся кинопроизводством и его внутренней кухней), которым я задавал этот вопрос, отвечали, что это интересная качественная фантастика, которой в современном кино не так уж и много. Для меня же сага о далёкой-далёкой галактике- нечто большее, чем просто качественное фэнтези. Вселенную "Звёздных войн" я бы сравнил с "Богемской рапсодией". Подобно легендарной композиции группы "Queen", "Звёздные войны" перемежают в себе множество элементов из самых разных жанров, меняя стилистику и манеру повествования, давая каждому зрителю что-то своё. Здесь нашлось место масштабным воздушным баталиям, гонкам на спидерах, захватывающим сражениям на световых мечах, противостоянию добра и зла, сложным семейным отношениям, политическим дебатам, надежде, предательству и, конечно же, любви, что сжигает сильнее светового меча. Всё это "Звёздные войны". А потому, мне куда больше импонирует другое определение- космическая опера.
И вот, к своему логическому завершению подошла третья, пожалуй, самая неоднозначная трилогия о далёкой-далёкой галактике. Не вороша память, я не смогу назвать ни одного фильма или франшизы, которые вызывали столько противоречий. Знаете, я не очень люблю занимать нейтральную позицию, но в случае с этой трилогией у меня невольно сложилась именно такая ситуация. С одной стороны, я понимаю, что седьмой эпизод и два его продолжения попали в ситуацию, когда хороший (пусть и неидеальный) фильм становится жертвой чрезмерно завышенных ожиданий фанатов. С другой стороны- согласен с претензиями, которые предъявляют разочарованные зрители. На данный момент вся концепция, по которой "Disney" выстраивают свою вселенную (включая спин-офы), видится мне, как своеобразное олицетворение Звезды смерти- мощная, внушительная крепость, имеющая в своей конструкции множество уязвимых мест.
Думаю, что уже ни для кого ни секрет, что в девятом эпизоде было анонсировано возвращение Императора Палпатина. Да, Владыка ситх вернулся и стал сильнее, чем когда-либо. С логической точки зрения это возвращение было возможным, ведь он много лет постигал силу Тёмной стороны и неоднократно говорил, что существует множество различных форм жизни. На этот раз Владыка продемонстрировал всю свою мощь, которой он может потягаться даже с самой Звездой смерти. Но его появление полностью перечеркнуло сюжетную линию верховного лидера Сноука, которая для меня так и осталась самой нераскрытой. Тем не менее, в развитии событий Император принял самое непосредственное участие.
Однако, давайте посмотрим на это событие с точки зрения развития франшизы. Что Император Палпатин может дать "Звёздным войнам", кроме своего присутствия на экране, которое, безусловно, станет дополнительным поводом для зрителей идти в кино? Слова режиссёра Джей Джей Абрамса, что вся история была полна предпосылок для его возвращения- лишь ширма, скрывающая за собой куда более простую формулировку "мы очень боимся рисковать". Складывается впечатление, что в такой огромной вселенной, вмещающей в себя миллионы планет, всё идёт по какой-то накатанной замкнутой петле, в которую то и дело попадают одни и те же персонажи. Кто-то возразит, что появились новые герои. Но по факту- поменялись лишь имена, а роли то остались те же самые. По сути, все три новых эпизода являются простым пересказом трилогии, которая была снята ещё в прошлом веке. Да, они дополнен новыми деталями, но основные сюжетные повороты и мотивы героев мы уже видели. И возвращение Палпатина лишь подтверждает мои слова.
Вообще, если в "Последних джедаях" было несколько сюжетных линий, то в девятом эпизоде все сюжетные ниточки завязываются на Рэй и тайне её происхождения. Сюжет в картине стал более динамичным и событийным, в противовес его неторопливому предшественнику. Стало больше баталий, больше дуэлей на световых мечах. Тем не менее, без неудобных вопросов, как всегда, не обошлось. Главный мой повод для недоумения- название новой картины. Почему "Скайуокер. Восход"? Роль четы Скайуокеров в этом фильме отнюдь не такая большая. Для чего в "Последних джедаях" Марку Хэмиллу создали образ отшельника, ронина, потерявшего веру в кредо, по которому он жил много лет? В новой части Люк Скайуокер был отодвинут даже не на второй, а на третий план. Хоть его линия и была доведена до конца, но сделано это было совсем не тем способом, которого заслуживает один из самых значимых персонажей франшизы. Но, как говорил классик: "Наши ожидания- это наши проблемы". По понятным причинам, кадров с участием принцессы Леи в фильме не очень много, но отдаю должное создателям фильма, которые сумели довести принцессу до её кульминационного момента, почтив память Кэрри Фишер очень трогательными сценами.
Но, что меня действительно порадовало, так это то, что в новом фильме наконец раскрылись персонажи, которые были введены в седьмом эпизоде. Откровенно говоря, предыдущие картины на своих плечах держали в большей степени ветераны. Харрисон Форд, Кэрри Фишер и Марк Хэмилл даже своими короткими появлениями легко переигрывали всю новую команду, некоторые члены которой раздражали похуже ДжаДжа Бинкса. Однако, новая лента сумела изменить моё пренебрежительное отношение. Конечно, старая гвардия продолжает помогать своим менее матёрым коллегам. В частности, в "Скайуокер. Восход" состоялось ещё одно возвращение- Лэндо Калриссиана. Но, всё же, девятый эпизод- это фильм Рэй, Кайло Рена, По Дэмерона, Финна. На этот раз именно они тянут лямку, и сцены с их участием получились не менее эмоциональными. И самый внушительный прогресс продемонстрировал неоднократно мною критикуемый Кайло Рен. Персонажа Адама Драйвера я, наверно, недолюбливал больше всех из новой трилогии. Один лишь вид расплавленного шлема Дарта Вейдера будоражил меня куда больше, чем все козни Кайло. Как новый Верховный лидер, он всё ещё неубедителен и даже его обновлённая маска не может этого скрыть, но, всё же, в сравнении с предыдущими частями, Рен стал куда более живым. К концу в фильма у меня даже появилось к нему некое подобие симпатии.
Что же до Джей Джей Абрамса, то к режиссёрам "Звёздных войн" я всегда стараюсь относиться несколько снисходительно, поскольку руководить созданием фильма о далёкой-далёкой галактике- наверно, самая тяжёлая и ответственная работа и самый большой вызов для любого режиссёра. Ведь "Звёздные войны" обладают огромной фанбазой. И, если привередливым поклонникам что-то не нравится, то козлом отпущения делают в первую очередь режиссёра. И это вдвойне обидно оттого, что руководство студии "Disney" далеко не всегда даёт своей съёмочной группе творческую свободу. Со своими режиссёрскими обязанностями Абрамс справляется неплохо- дивные спецэффекты, красочные локации, большое количества экшена в лучших традициях "Звёздных войн". Под аккомпанемент Джона Уильямса всё это смотрится увлекательно. Но вот сама история- вторична. А потому, Абрамса-сценариста нужно срочно менять на кого-то, кто сможет взглянуть на далёкую-далёкую галактику свежим взглядом и предложить что-то новое.
Безусловно, в "Скайуокер. Восход" (как и во всей новой трилогии) есть свои приятные сюрпризы, свои эмоциональные сцены и множество элементов, за которые мы так любим "Звёздные войны". Но главным итогом финала для меня стало то, что новая трилогия оказалась слишком зависима от старых фильмов, иногда вплоть до того, что копирует их в точности до кадра. И эта зависимость не идёт ей на пользу. Новые ленты похожи на неокрепшего младенца, который пытается делать свои первые самостоятельные шаги, но при этом ни в какую не хочет отрываться от материнской груди. "Звёздным войнам" пора отдохнуть от семейства Скайуокеров, от Империи, Повстанцев, Первого ордена. Это не легко, но только так сага о далёкой-далёкой галактике сможет выйти на новый уровень. Новая трилогия завершилась. Она получилась не идеальной и не провальной. Нужно просто принять её, как один из этапов строительства новой вселенной и двигаться дальше...