KinoNews.ru
Перейти на полную версию
Новости
Премьеры
Трейлеры
Рецензии
Статьи
Фильмы
Сериалы

Рецензия к фильму "Золотой Компас" от GMO-IT`sYou

Бездарному режиссеру первоисточник мешает…

Издревле книги обладали чудесным свойством переносить сознание читателя в абсолютно иной мир, погружая его в фантастические дерби и судьбоносные переплеты, попутно знакомя с необычными обитателями этих невероятных и уникальных мест. Заботливые руки авторов наполняли эти миры сказочными историями, которые мы имели честь пережить вместе с главными героями, ставшими для нас чем-то родным и близким. Каждая книга по-своему оставляла отпечаток в наших сердцах и зарождала в нем бурю немыслимых чувств, которые захлёстывали и уносили наш разум в тот самый мир, чтобы иметь возможность хотя бы на мгновение вновь воссоединиться с ним.

Наряду с такими великими писателями, как Джон Рональд Руэль Толкин, Льюис Кэрролл, Клайв Льюис, Жюль Верн и другие, чьи произведения вошли в анналы мировой истории и литературы, тяжело противопоставить что-то более значимое. Но времена меняются, а с ними и поколение. Если классику невозможно переплюнуть, то приблизиться к ней вполне возможно. В этом преуспели такие современные писатели, как Джоан Роулинг, Джордж Мартин, Анджей Сапковский, Стивен Кинг и другие.

Но среди большого числа современных фантастов, покорить мое сердце и душу удалось Британскому писателю Филипу Пулману и его трилогией «Темные начала». Данное произведение является олицетворением смелых и твердых убеждений автора, относительно социального и духовного составляющего человека, которые зарождены глубоко внутри основной сюжетной линии, и постепенно разрастаясь, становясь центром всех ответов на противоречивые вопросы.

Во все времена в духовной среде, любые вопросы, ставящие под сомнения единомыслие и саму веру, воспринимались как нечто еретическое, и даже мысль об этом являлась «порождением дьявола». И в настоящие дни тяжело свободно высказывать свою точку зрения по этому вопросу, так как общественность сразу воспринимает это в штыки. Трилогии «Темные начала» не удалось избежать той же участи, как и всем другим инакомыслящим произведениям. Каких только высказываний не было в адрес трилогии и самого автора, вплоть до предложения сожжения книги. Не смотря на такое негативное отношение среди религиозной общины, трилогия «Темные начала» стала одним из популярнейших современных произведений, занимающая третью строчку в списке лучших книг Британии.

«Северное сияние» (в американской версии «Золотой компас») является первым романом цикла «Темные начала». Действия книги разворачиваются в мире, где души людей имеют материальную форму животных, их называют деймонами. Этим миром управляет религиозная организация, которая называется Магистериум. Главной героиней является необычная девочка – Лира Белаква и её маленький деймон – Пантелеймон. Лира сирота, которая живет в городе Оксфорд в Иордан–колледже. Её родители погибли, но у неё есть могущественный дядя – лорд Азриэль. Он – уважаемый научный деятель и совершает путешествия на Север, а также Азриэль явный противник религиозной организации. Предметом его изучения являются таинственные частицы, именуемые “пылью”, которые испускаются из Авроры (это параллельный мир, который можно увидеть внутри северного сияния). Особенностью данной пыли является то, что она оседает вокруг людей и их деймонов, но не у детей. Магистериум считает эту пыль первородным грехом, который образуется у человека в момент его взросления, когда деймон перестает менять облик. Поэтому они всячески пытаются помешать лорду Азриэлю, изучить эти частицы. Но истинной его целью познания пыли является та самая Аврора, параллельный мир, в который он хочет попасть. Для того чтобы помешать образованию пыли у детей, Магистериум создал подразделение, которое называется Жертвенный совет. Возглавляет его леди Колтер. Построив лабораторию на севере, они проводят зверские эксперименты с детьми, которые ещё не достигли стадии взросления.

Столь глубокое начальное описание требуется для полноценного понимания того, на чем основано последующее приключении главной героини.

История Лиры Белаквы начинается с подслушивания тайного разговора лорда Азриэля с ученым советом Иордан-колледжа. Темой разговора становится «пыль». Он просит у них денег для экспедиции на север и дальнейшего изучения природы этой загадочной частицы. Эта тема очень интересует Лиру, но она понимает, что ученые вокруг опасаются того, к чему приведет изучение пыли. Девочка просится в поездку с лордом Азриэлем, но тот ей отказывает. Тем временем, на улицах Оксфорда появляются слухи о неких Жрецах ¬– это таинственные похитители детей. Лира является очень шустрой девочкой: в колледже из неё пытаются сделать леди, но по своему нетерпеливому характеру она больше походит на уличного хулигана. Лира знает каждый уголок города и всех местных ребят, поэтому услышав о Жрецах, она непременно бежит разузнать все слухи о них. Вернувшись в колледж, она понимает, что её лучший друг Роджер, который работает здесь на кухне, стал очередной жертвой Жрецов. В это же время в колледж приезжают гости, для которых устраивают пир и Лиру готовят к предстоящему ужину. Среди гостей оказывается загадочная дама, миссис Колтер. Она очаровывает Лиру своими манерами, познаниями в науке, разговорами о светской жизни. Миссис Колтер предлагает ей жить с ней в Лондоне. Перед поездкой Лиру зовет к себе магистр колледжа и дает ей редкий предмет, называемый Алетиометр (или же Золотой компас), который открывает все секреты прошлого, настоящего и будущего. Магистр просит её не показывать этот прибор даме, с которой она собирается уехать. Во время проживания с миссис Колтер, Лира узнает о ней страшную тайну, что она является учредителем Жертвенного совета, ворующего детей и проводящего на них эксперименты. Сбежав от неё, Лиру принимают к себе цыгане, чьи дети также были украдены. Вместе они направляются на Север, чтобы отыскать лабораторию Жертвенного совета и спасти всех детей. С этого момента начинается увлекательная история путешествия, где Лира узнает прошлое своих родителей, погружается в изучение Золотого компаса, её ждут удивительные знакомства с королевой Ведьм и бронированным медведем.

Сложно представить, как в одном фильме можно уместить столь грандиозное приключение. Для полной экранизации первой книги потребуется как минимум два полноценных 2-х часовых фильма.

Крис Вайц в своей сценарной и режиссерской работе умудрился продемонстрировать невнятную, обрывистую, безликую пародию на книгу «Северное сияние». Не став использовать глубокие детальные ходы, он лишил зрителей полноценно вникнуть в данную историю. Тем самым, в его экранизации персонажи получились клишированными, однобокими и предсказуемыми. Фильм не несет никакой социальной, духовной и эмоциональной нагрузки. Помимо того, что режиссер не использовал множество второстепенных факторов (которые раскрываются в других частях книги), он полностью перевернул основную сюжетную линию, поменяв местами главы, добавив новые сюжетные элементы, которые призваны не наполнить историю интересными ходами, а наоборот упростить имеющуюся пустую сюжетную линию. В итоге получившийся сценарий не раскрывает и четверть того, что описано в книги, а фильм смотрится как унылое архитектурное творение, не имеющего под собой твердого основания, которое уже к середине дает трещину, а в конце полностью разваливается, оставляя после себя множество вопросов, главной из которых: за что вы так ненавидите эту книгу? И кто допустил Вайца к написанию сценария?

В качестве примера бездарного использования первоисточника, можно привести начальный фрагмент с лордом Азриэлем. В книги его пытается отравить магистр Иордан-колледжа, которого настораживает изучение Пыли и то, к чему это может привести. Но также он рад, что его действия по отравлению не увенчались успехом. Магистр очень заботится о Лире, поэтому отдает ей Золотой компас, зная о том, какие последствия приведет его действие, при этом он также знает о том, что от будущего выбора девочки зависит судьба всего мира. Являясь магистром, его цель оберегать колледж и всех его представителей, но это сделать тяжело, так как он находится между Магистериумом, которое стремится контролировать все его действия, и между ученым советом, который поддерживает лорда Азриэля. Этот персонаж двояк и пусть ему отведено не так много времени, но его действия являются очень важными для повествования. Но что мы имеем в экранизации? Ничего. Крис Вайц добавляет в сценарий персонажа, который является представителем Магистериума и уже он пытается отравить Азриэля. Тем самым, как уже было написано выше, зритель получил очередного безликого злодея. Такой подход к экранизации неприемлем, это облегчает задачу режиссера, но пропадает глубина и полнота истории, теряется часть смысла, который автор пытался передать читателям. А если учесть, что это был всего лишь один персонаж, которого не стал описывать Вайц, то представить себе не трудно, сколько всего важного было убрано и сколько мелких деталей, которые способствовали раскрытию основного сюжета, просто не продемонстрировали зрителю, но в угоду чего? Вопрос риторический…

Даже если принять во внимание тот факт, что в экранизациях редко используется весь имеющийся сюжет и все второстепенные персонажи, то это никак не оправдывает режиссера за его отсебятину. Возмущает до глубины души то, что Вайц решил не снимать кульминацию первой книги, в которой отражается эмоциональное состояние главной героини, осознание безысходности и неопределенности, душевная пустота и отрешенность ¬– все это в совокупности накрывает читателя волной многообразных чувств и ощущений, а также наполняет безумной жаждой продолжения приключения. “Гениальное” решение режиссера закончить фильм на мажорной ноте вызывает у зрителей, знакомых с книгой, только один вопрос: если бы снималось продолжение, то каким образом он оправдал концовку и все остальные допущенные ошибки, которые никак не могут привести к книжной концовки и переходу ко второй книге? Возможно, даже хорошо, что мы никогда этого не узнаем…

Несмотря на все имеющиеся минусы, экранизация обладает и светлой стороной. Богатство этого фильма заключено в идеально подобранном актерском составе. На экране мы видим не просто хаотичный набор из звезд мировой величины, а эталонное сочетание внешних данных актеров с описанными в книгах героями. Они гармонично вписались в свои роли, передав зрителю поистине тех самых персонажей, с которыми читатели знакомы заочно. Украшением стала великолепная актерская работа Николь Кидман, ведь не зря именно её, и только её, рассматривал сам Филип Пулман на роль миссис Колтер. И действительно, зная подноготную этого персонажа и её реплики, непроизвольно в голове рождается внешность Николь.

К сожалению, не так много времени было отведено для Дэниэла Крэйга, но его персонаж раскрывается постепенно, ведь в романе ему удостоено самое важное место. Ближе к концу первой книги лорд Азриэль проявляется во всей красе, открывая перед читателями свои истинные цели, а также он является основой кульминационной составляющей финала. Но благодаря режиссеру, этого мы не увидели, поэтому персонаж в фильме имеет небольшое количество экранного времени и абсолютно не производит впечатления великого и устрашающего лорда. Но при этом сам Крэйг постарался воссоздать этого героя по мере отведенных ему возможностей. И сделал это он весьма не плохо, даже наделил лорда Азриэла фирменной бондиановской ухмылкой.

Ева Грин была очаровательна в роли королевы ведьмовского клана. Серафина Пеккала, как персонаж, оказывает большое влияние на главных героев по ходу всех трех книг, принимая участия во многих ключевых событиях. В этой экранизации времени ей было уделено, как и всем другим, мало, но достаточно для основных важных сцен.
Прекрасного Джима Картера, было нелегко узнать в роли лорда Фаа, короля цыган. Он показал того самого персонажа, обладающего суровым взглядом и авторитетом, но не лишенного чувств и доброты по отношению к девочке Лире. Собственный тембр его голоса придал этому персонажу ещё больше окраски.

Лира Белаква довольно своеобразная личность, обладающая в своем юном возрасте чертами характера, присущие взрослым людям. Подобрать актрису, способную передать все её эмоциональные порывы было нелегко. Дакота Блю Ричардс обладает природным “недоверчивым” прищуром, что весьма заметно во многих моментах фильма. Это именно тот самый взгляд, который представляешь, когда Лиру ловят в коридоре колледжа назойливые преподаватели или когда её заставляют делать то, чего она не хочет. Да и внешние черты Дакоты подходят для данного персонажа. Она очень запомнилась в этой роли и это действительно та самая Лира Белаква, сошедшая со страниц трилогии.

Деймоны персонажей являются важной частью книги, и в экранизации им также было уделено время. Компьютерная графика была специфичной (в хорошем смысле этого слова), деймоны выглядели одновременно и реалистично и немного мультяшно. А вот визуализация панцербьорнеров, то есть бронированных медведей – весьма впечатляющая. Особенно порадовала сцена битвы медведей, в которой помимо визуальных присутствовали звуковые эффекты в виде тяжелого дыхания и рычания медведей, а также лязга порванных цепей. Это придавало сцене внушительную атмосферу. По итогу фильм получил заслуженный Оскар за визуальные эффекты.

Композитор Александр Деспла написал прекрасную музыку к экранизации. Главная музыкальная композиция очень подходит к приключенческому жанру. Она весьма запоминающаяся и при первых аккордах сразу вспоминается именно этот фильм. Это очень важно для подобных кинофильмов: узнаваемая мелодия становится отдельным элементом, который придает дополнительный антураж к общему восприятию трилогии (экранизация Гарри Поттера яркий тому пример).

Киноадаптация романа «Северное сияние» под руководством Криса Вайца должна была стать отправной точкой в длительное и увлекательное путешествие Лиры Белаквы и её деймона Пантелеймона. Проект обладал всеми качествами, которые могли позволить завоевать свою нишу в приключенческом жанре. Имея великолепный актерский состав, а также хорошую съемочную группу, совместно с костюмерами и дизайнерами локаций – они могли добиться отличного результата. Но, к сожалению, труды сотен людей, готовящих этот фильм, были напрасны. Один человек загубил потенциально масштабную франшизу… Он стоял у штурвала и направлял фильм по заведомо губительному пути, что в итоге привело его к обрыву. Крис Вайц является главной ошибкой фильма «Золотой компас». Его адаптация первой книги была ужасающей. Все его отклонения от основной сюжетной линии приводили в негодование, что в свою очередь вызывало негативные эмоции, которых априори не должно было быть. Апофеозом этого кошмара стала отвратительная, не каноничная концовка, которая никак не укладывается в голове. Почему ему разрешили проводить такие зверские эксперименты со сценарием? То, что сделал Крис Вайц с экранизацией, является оскорбительным плевком в душу всех поклонников трилогии.

В скором времени на телеэкранах выйдет сериал «Темные начала», призванный исправить то недоразумение, который воссоздал Вайц. Сериал непременно будет подвержен параллели с «Золотым компасом». Предварительно можно сказать, что актерский состав значительно слабее: актриса Дафни Кин (в роли Лиры) не идет ни в какое сравнение с Дакотой Ричардс, а вот Джеймс Макэвой способен “безболезненно” заменить Дэниэла Крэйга. При этом компьютерная графика у сериала будет значительно лучше, все же временной отрезок играет ключевую роль. Время покажет и расставит все на свои места.

Напоследок хочется подвести черту под экранизацией «Золотой компас» и описать её одной фразой: этот фильм является трейлером к книжной трилогии «Темные начала». Приятного чтения.
Автор: GMO-IT`sYou
18.12.2019
Оценка читателей: 8,44 из 10 (голосов: 9)
Страница фильма: Золотой Компас

Новинки кино:

Скончалась звезда "Бриллиантовой руки" Светлана Светличная
Популярная артистка умерла в возрасте 84-х лет
Карту Мародеров из "Гарри Поттера" продали за рекордную сумму
Уникальный реквизит из фильмов о Гарри Поттере ушел с молотка
Режиссер "Добычи" рассказал о следующем фильме о Хищнике
Дэн Трактенберг уточнил, чем следующий фильм о Хищнике будет отличаться от других
"Ледниковый период 6" занял место "Звездных войн" в прокате
Компания Disney удалила из прокатного графика релиз новых "Звездных войн"
Лучшие российские и зарубежные сериалы ноября 2024 года
"Дайте шоу", "Молот ведьм", "Дюна: Пророчество", "Департамент", "Дети перемен"
Рецензия на фильм "Гладиатор 2". Цирк с конями
Любители истории Древнего Рима и фильма "Гладиатор" явно заслуживали большего