"У детей нет ни прошлого, ни будущего, зато, в отличие от нас, взрослых, они умеют пользоваться настоящим".
Жан Лабрюйер
В апреле 2017 года на экраны вышел фильм "Одаренная", моментально сделавший подающую надежды Маккенну Грэйс одной их самых известных девочек Голливуда. Фильм отнюдь не получился идеальным, не поднимал какие-то не заезженные в сотнях картин до него проблемы воспитания талантливых детей, но, тем не менее, получил достаточно высокие оценки на всех популярных ресурсах, посвящённых кино (73% у критиков на RT, 7.6 на IMDB, 8.57 у нас). Так в чём причина? В прекрасном заглавном дуэте Криса и Маккенны? В беспроигрышности выбранной режиссёром темы? Грамотном давлении на уязвимые струны души чувствительного зрителя? Или всё-таки в сюжете? Будем разбираться?
С другой стороны, а стоит ли? Рецензия - это отдельная точка зрения отдельного человека. У самого дикого провала в истории кино может быть восторженная рецензия, у самого рейтингового - строго отрицательная, со словами ненависти и оценкой "нуль". Так настолько ли важен кассовый успех, рейтинги, мнения критиков и весь сопутствующий информационный шум, особенно если речь идёт о фильме, в графику и актёрский состав которого не вбухивались десятки миллионов долларов? Для инвесторов, дистрибьюторов, участников производственного процесса - всё перечисленное важно. Для нас - едва ли. Поэтому о кассе и наградах мы говорить сегодня не будем. А о фильме и о том, действительно ли режиссёром донесена "правильная" позиция в отношении жизни "не таких как большинство" детей, мы с вами с удовольствием порассуждаем. Ну, то есть я порассуждаю, а вы почитаете. И если угодно, в комментариях подискутируете.
Итак, есть девочка Мэри с невероятными способностями к точным наукам в целом и к математике - в частности. У девочки рано ушла из жизни гениальная мать, покончив с собой, а отец бросил семью ещё раньше. И есть две противоборствующие стороны. Справа - брат матери Фрэнк, любящий девочку и стремящийся дать ей "нормальное" детство как у всех - обычная школа, обычный быт, обычное общение со сверстниками. Слева - бабушка (опять же по материнской линии) Эвелин, видящая в Мэри инструмент для реализации собственных амбиций и искренне считающая, что девочка должна жить на домашнем обучении (или, на худой конец, в школе для одарённых подростков им. Чарльза Ксавьера), а свободное время тратить время на математические загадки. Вернее, одну загадку, над которой билась её мать. Как только бабушке стало понятно, что Мэри унаследовала (а, возможно, превзошла) талант своей родительницы, между Эвелин и её сыном начинается юридическая война за опекунство над девочкой.
Собственно, заглавный дуэт - действительно главное украшение фильма. Отношения Мэри и Фрэнка выглядят искренними, взаимоуважительными и в общем не шаблонными. Он относится к ней как отец и как мать одновременно - и приласкает, и поругает, и серьёзно поговорит, и посмеётся. Девочка отвечает ему любовью и тоже обожает своего дядю - по-своему. Криса, застрявшего в образе Капитана Америки, отрадно видеть совсем другим - мягким, чутким, нерешительным. Ведь между "Одарённой" и предыдущим фильмом с участием Эванса, не относящимся к КВМ ("Прежде чем мы расстанемся") прошло около трёх лет. И он в очередной раз доказывает, что совсем не актёр одной роли - более того, что роль Роджерса требует (уже - требовала) от него гораздо меньше, чем он может и хочет показать зрителю. Сейчас страшно представить, что одна из первых его ролей в большом кино - нахальный смазливый красавчик Джонни Шторм... как хорошо, что она не сумела закрепить за ним тот образ!
Но "Одарённая" не была бы хорошим фильмом, если бы не Маккенна. Ей просто веришь. Она искренна в своей роли вундеркинда. По-настоящему смеётся, по-настоящему плачет. Во время сложных реплик десятилетняя девочка не выглядит роботом, который старательно эти реплики заучивал - она создаёт устойчивое ощущение у зрителя, что действительно понимает, о чём говорит. И её взрослые фразы вроде "Держи себя в руках!" однокласснику или "Фрэнк хороший - он любит меня не за мой IQ" не выглядят притянутыми за уши. В кино для нас играет живой человечек, оживляя своего персонажа и делая историю не постановочной, а реальной.
Весь прочий каст не так важен. Дункан излишне демонизированная бабушка, которая играет ту же роль, что Джулианна Мур в последних десяти своих фильмах. Дженни Слейт - улыбчивая учительница (но при этом крайне слабая как педагог, от её первой сцены с Мэри в школе волосы встают дыбом - так вести себя классный руководитель в первом классе не имеет права), нужная сюжету ради того, чтобы помимо перетягивания Мэри между бабушкой и дядей в фильме были ещё какие-то линии. Октавия Спенсер... ну, не знаю, нужна для того, видимо, чтобы в фильме был положительный не-белый персонаж. Появляется три раза на минуту-другую, и ничего выдающегося не показывает.
Ещё в фильме хороший юмор - он строго дозирован, абсолютно бытовой и естественный, но при этом действительно заставляет улыбаться. Связан, конечно, в основном с той же Мэри.
Что в этом фильме неправильно от слова "совсем" - это акценты. Герой Криса Эванса выставлен максимально в положительном ключе, героиня Линдсэй Дункан, напротив, излишне очерняется. Так, если первый мужественно страдает от невозможности построить отношения с женщиной из-за Мэри (хотя, казалось бы, в чём проблема, сама Мэри едва ли против, судя по её шедевральной реакции "доброе утро, миссис Стивенсон".), то вторая тут же без колебаний соглашается уступить девочку Фрэнку за решение задачки и возможность получить Нобелевку на своё имя. Первый всё время уделяет душе Мэри, вторая - её способностям. Первый притаскивает для неё одноглазого кота, вторая выкидывает его в приют, как только появляется возможность. Таким образом, Марк Уэбб, пришедший из диалогии о Паучке с Гарфилдом, не даёт возможности зрителю выбирать судьбу для Мэри самому - в его пьесе герой и злодей определены заранее. В это же время вопрос развития таких детей куда сложнее.
Взять детей с ДЦП. Нужен ли им особый уход и отношение? Можно, как во "Временных трудностях" Охлобыстина, засунуть ребёнка в обычную школу, где он скорее всего будет подвергаться насмешкам и издевательствам одноклассников, а закончится всё тотальной ненавистью ребёнка ко всему роду людскому. Только условный ребёнок с ДЦП будет подвергаться физическим преследованиям (сильный доказывает своё превосходство, издеваясь над слабым), а условная Мэри - моральным и этическим, потому что зависть, увы, заложена в человеческой природе. Да, ей конечно будет проще, но врагов у неё будет существенно больше, чем друзей. И опять же с юных лет с высокой долей вероятности сформируется неприязнь к людям.
Поэтому - да, талантливым или просто "иным" детям нужны особые условия. Не изоляция, нет - ни в коем случае, но нужно понимать, что физически неполноценное дитя не стоит отдавать в школу Олимпийского резерва, а девочке вроде Мэри не стоит нанимать репетитора по математике только потому, что она совершает в голове за 10 секунд те действия, на которым её сверстникам нужно пять минуть и листочек в клеточку.
Так что фильм, стремящийся убедить зрителя, что Мэри не нужно ничего, что не нужно обычному ребёнку - лжёт, искажая акценты. И лишь в финале выходит на то, что очевидно с самого начала - Мэри нужно совмещение двух миров, для её души и её разума. Девочке нужно постоянное общение, соответствующее её социальному развитию (т.е. со сверстниками) и обучение, соответствующее её блестящему интеллекту (курсы по вышмату). При этом весь хронометраж фильм ведёт к тому, что модель Фрэнка - правильная, а Эвелин - нет, а приводит к тому, что победил вроде как Фрэнк, а модель для девочки выбрана усреднённая между желаниями обоих потенциальных опекунов. Да, мотивации у опекунов разные - одна хотела внучку-вундеркинда, не считаясь с желаниями ребёнка, второй просто хотел счастливую приёмную дочь - но...но в результате предложение вроде бы антагониста фильма в отношении своей внучки было принято и использовано.
"Одарённая" - светлый семейный фильм, строго рекомендуемый всем тем, кто любит хорошую актёрскую игру (особенно - детскую) или просто хорошо рассказанную историю с хэппи-эндом. Но он слишком наивен, прост и прямолинеен для того, чтобы претендовать на большее.
P.S. В случае, если вы также как и я очарованы исполнительницей главной роли, то наслаждаться ею можно в сериале "Детство Шелдона" (приквел "Теории Большого Взрыва) и третьем "Проклятии Аннабель". А вскоре мы увидим её в грядущих "Охотниках за Привидениями".
И да пусть эта звёздочка ярко воссияет на звёздном небосклоне Голливуда. И не падёт жертвой жадных до денег и славы людей, стремящихся нажиться на ней всякими странными способами вроде объявления её "самым молодым продюсером в истории".
Аминь.
Ваша Кэтти-бри.