В преддверии выхода второй части самого кассового мультфильма в истории я всё чаще сталкиваюсь с двумя совсем разными точками зрения насчёт первой части. Половина людей считает его лучшим или одним из лучших мультфильмов в истории, другая же недоумевает от хайпа по картине и искренне считает его средним. Почему так происходит и кто в этом виноват? Давайте же разберёмся, в чём именно состоит магия истории двух сестёр и почему она действует далеко не на всех.
Начнём с того, что "Фрозен", несмотря на то, что переделало свой первоисточник - "Снежную Королеву" - почти до неузнаваемости, на самом деле осталось им. Эльза и Анна - это Кай и Герда, Олаф, Христоф и Свен - это, если угодно, маленькая разбойница, принц и северный олень (хотя он и так олень), Ханс - это вариация на тему колдуньи из цветника и просто антагонист, потому что в мультфильме про принцессу должен быть антагонист. Но суть не поменялась. Многие ошибочно считают "Холодное Сердце" историей Эльзы - но конечно, это прежде всего история Анны и её любви к сестре. Как и "Снежная Королева" - история любви сестрёнки к брату, тяжёлое приключение Герды, в финале которого её любовь победила всё. Сколько в мультфильме было Эльзы без Анны? Давайте считать. Её сольное "Let It Go!" - раз. Сцена в замке между ней, Хансом и парнями Варавски - два. Мини-сцена в тюрьме с тем же Хансом - три. И всё. В сумме это минут восемь. А сколько было Анны без Эльзы? Да весь фильм посвящён ей!
Итак, "Фрозен" через весь свой хронометраж умудряется пронести цельную заглавную идею - любовь одной сестры к другой. Начиная с открывающей сцены "пойдём играть, пойдём, вставай-вставай-вставай!" и заканчивая финальным самопожертвованием. Конечно, мультфильм отвлекается на шутки, песни, побочные линии - но основной посыл ровно один. Любовь - это не только любовь девушки и юноши и связанном с этим преодалением, как было в каждом (ну, почти каждом) мультфильме Дисней про принцесс до этого. Ариэль, Бэлль, Белоснежка, Жасмин, Покахонтас, Золушка, Аврора, Рапунцель - во всех их историях, таких разных, главное - это любовь героя и героини. В этом смысле отходят от этой схемы разве что три "М" - Моана, Мерида и Мулан - и если первая две лишь жертвы только возникшего тренда "сильной и независимой женщины", то третья не просто так считается одним из лучших персонажей Дисней за всю историю студии. Итак, первое, что делает "Фрозен" особенной - это не примитивная идея любви принца и принцессы на первом плане и идущая на всё ради этой любви героиня, а любовь другая - любовь сестры к сестре.
Второе - Анна, в отличие от своих коллег по Диснею - обычный слабый человек. У неё нет волшебных друзей (Олафа не считаем - он именно душевный и комедийный персонаж, но реальной помощи от него нет, как и от троллей). У неё нет лампы со всемогущим джинном, дракончика, свиты (несмотря на то, что она, на секундочку, принцесса не только по названию, но и по крови), говорящих животных, делающих за неё всю работу. Она - слабая и неуклюжая, и именно это не обесценивает её путешествие, потому что она - это Герда. И мы ей сопереживаем, также, как сопереживали героине Ханса Кристиана Андерсена. По сути, Анна - это более приземлённая версия Рапунцель, которая хочет того же - обрести семью, свадьбу, отношений, чуть менее выраженно - путешествий, но, в отличие от златовласки, ставящая на первое место не любовь, а семью. И от того Анна куда более человечна и уязвима.
Третье - это песня. Да, единственная, мы все знаем её наизусть. Собственно, именно эти три с половиной минуты сделали Эльзу в глазах детей куда популярнее Анны. Множество наград, более года в десятке всех музыкальных чартов мира (песня из мультика, Карл, из мультика!), тысячи пародий, подражаний. И всё это под один из самых вдохновляющих видеорядов в современной анимации. Танец льда и снега под руками Эльзы - это вышка анимации 2013 года. Вот прошло шесть лет, но не так много сцен, способных дать такую же усладу глазам и душе. Разве что кое-что из "Как Приручить Дракона", "Головоломки" и "Тайны Коко"... Но "Отпусти и Забудь" - феномен, равных которому в мультфильмах никогда не было. Возможно, не в смысле качества, но в смысле реакции на него так точно.
Четвёртое - это, собственно, рисовка. И если анимация местами оставляет желать лучшего, особенно в начале, то всё, что происходит в мультфильме со льдом, снегом и пейзажами - волшебно. Каждая снежинка - это невероятно упорный труд создателей мультфильма, который был по достоинству оценён зрителями. Оценён так, что "Холодное сердце" на четырнадцатой неделе проката в кинотеатрах собирает больше, чем "Аватар". Мультфильм, который дома посмотреть гораздо проще, чем идти в кино спустя 4 месяца после выхода в прокат.
Ну и пятое - он не примитивен. Пересматривать его - одно удовольствие, шутки продолжают заставлять улыбаться, а антагонист первой части до твиста решительно не просчитывается - просто потому что аниматоры Дисней пошли против себя и не добавили Хансу ни одной зловещей черты, как всем прочим "плохишам", пусть даже притворяющимся хорошими. Матушка Готэль, Джафар, Шрам, Фролло, Гастон - при первом же взгляде на них было понятно, кого они из себя представляют. С Хансом же это не работает - он внушает лишь симпатию, и искушённый зритель начинает подозревать что-то лишь тогда, когда понимает участь Христофа в этой пьесе. А дети... дети на сцену у камина реагируют примерно также, как взрослые сорок лет назад реагировали на фразу "Люк, я твой отец". Изумлённые глаза и распахнутые рты.
Хочется смотреть в будущее с надеждой, но не верится, что "Холодное сердце 2", которое мы увидим уже через неделю, сможет сохранить волшебство оригинала. Здесь явно не будет цельной идеи, просматривающейся через весь фильм. Едва ли, несмотря на отзывы, будет песня уровня "Let it Go". Сиквел самого кассового мультфильма в истории появился лишь потому, что это сиквел самого кассового мультфильма в истории. Да, продемонстрированная в роликах картинка (особенно касающаяся воды) внушает некий оптимизм, но... но только этого будет явно недостаточно.
А что касается людей, искренне считающих "Холодное сердце" в разы переоценённым... чтобы его не любить, достаточно ненавидеть мюзиклы. Или зиму. Или сказку "Снежная Королева". Или, на худой конец, студию Дисней. Или на самой худой - видеть (Упаси Боже!) в отношении Анны к Эльзе нечто большее, чем привязанность сестры к сестре. Других причин не любить эту историю всем сердцем я не вижу.
У выражения "Let It Go" есть несколько значений. Самое распространенное - это "забудь об этом". Остаётся надеяться, что в контексте грядущего мультфильма в этом значении это выражение использовать не будут.
Ведь надежда жива всегда.
Кэтти-бри