Пожалуй, стоит начать с того, что кинокомиксы никогда не пользовались особым почтением в серьезных кинокругах. Даже "Тёмный рыцарь" в свое время не был номинирован на "Оскар" в главной категории, хоть тогда все и кричали о его революционности. Однако, время идет, киноделы продолжают искать вдохновение в книжках с картинками, и на свет появляются такие фильмы, которые ещё больше стирают грань между популярным кино и кино, снятым для эстетически настроенного критика. Таков сегодняшний наш фильм, "Джокер", который уже успел забрать главную награду аж Венецианского кинофестиваля! Давайте теперь разберём подробнее.
Сюжет разворачивается в 80-е годы прошлого века, кругом царит беспорядок, и все больше чувствуется раскол между богатыми и бедными. В этих реалиях душевно больной Артур Флек мечтает о карьере стендап-комика и пытается выжить вместе с мамой, однако общество каждый раз бесцеремонно указывает ему, где его место. И чем больше черствеет душа шутника, тем гуще мрак накрывает Готэм.
Главное, что следует отметить - этот фильм практически представляет собой моноспектакль, где второстепенные персонажи превращаются в часть декораций. Именно по этой причине важно было, чтобы роль исполнял актер выдающийся, а Хоакин Феникс - как раз из таких. Лучшее, что есть фильме, держится на его заслугах. Благодаря ему на экране оживает персонаж, которым невозможно не проникнуться. То, как переданы мимика, повадки и шаткое душевное состояние, просто восхищает. Именно благодаря нему зритель перестаёт быть просто зрителем, а становится одним из участников и молчаливых очевидцев жесткости, творящейся на экране.
В отличие от каноничного образа расчетливого злодея в комиксах, Джокер в видении Тодда Филипса предстает перед зрителем несчастной жертвой обстоятельств, чьи некоторые мотивы скрыты даже от него самого. Он жаждет внимания и любви, а когда их получает, то плавными жестами «надевает» на себя ощущение удовлетворения. Даже фраза «Сделай счастливое лицо» в оригинале звучит «Put on a happy face», то есть его он тоже вынужден всю жизнь надевать, так как люди, возможно, даже полюбят за улыбку.
Стиль и неспешный темп повествования позволяет впитать в себя всю драму картины, и чем больше в происходящее втягивается зритель, тем беспощаднее фильм давит на него. Но, даже при всей кажущейся медлительности, фильм не воспринимается как затянутый или скучный, так как монтаж и операторская работа даже в самых обыденных сценах не позволяют отвлечься, дополняя повествование еще и фирменной стилистикой.
В фильме все работает на то, чтобы зритель смог буквально кожей почувствовать вибрацию агрессии, витающей в готэмском воздухе, услышать далекие раскаты грома в неспокойном затишье. Холодные цвета, в которых, усилиями художников, и предстает перед нами город, обязательно вгонят в депрессию даже самого позитивного попкорнового зрителя.
И эта мгла, таящая в себе злость и обиду тысяч, в конце концов, ломает человека, который всего лишь хочет быть заметным.
Вообще, улыбка и смех – это, на мой взгляд, центральные темы произведения. Смех остаётся единственным возможным ответом беспомощного человека на тяготы судьбы. Ведь если посмеяться над давящим отчаянием, то оно, хоть и на время, отступит. А что, если отчаяние льется бесконечным потоком? Давиться смехом до смерти? Или сделать так, чтоб было не до смеха?