Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним. Уверенный реванш DC! Нет, не над Marvel, тут еще работать и работать. В первую очередь – над собственными неудачами и удушающими попытками все контролировать. Творчество – это риск, а риск не терпит ограничений. Студия рискнула и теперь пожинает плоды. Впервые главный приз 76-го Венецианского кинофестиваля отдали (барабанная дробь) – фильму-комиксу. Да, он снят по оригинальному сценарию, но все же сам персонаж и его вселенная целиком и полностью из графического мира, а значит это кино КОМИКС. Наградной сезон начался, и что греха таить, весьма удачно для Warner Bros.
Фильм Тодда Филлипса («Мальчишник в Вегасе») не что иное, как вольная интерпретация становления одного из самых известных врагов темного рыцаря. Настолько вольная, что обошлись и без Бэтмена и без чана с химикатами. Да собственно без всего, что было раньше, за исключением психопата в гриме. Звучит жутко, даже кощунственно. Но не спешите резать и рвать, за вас это сделает «Джокер», очень сочно, очень смело и чрезвычайно злободневно.
- «Мы не клоуны, Томас Уэйн, Мы не клоуны».
AOOG! AOOG! AOOG! Перед нами Готэм 1980-х годов, списанный с Нью-Йорка той же эпохи. Социальный кризис и бунт, повальная безработица. Население сводит концы с концами – пытается выжить. Всем плевать! Бомба замедленного действия взведена, а детонатором может послужить что угодно... В таком «мире» живет наш «герой», живет и не жалуется, искренни веря в лучшее. Усердно заботится о близком человеке и всеми силами пытается найти свой путь, занять свое место. Банальная цель, но кто сказал, что все должно быть сложно?! Стать комиком… Мечта… Но реальность совершенно иная, она максимально проста и прагматична. Вместо признания – боль, вместо любви – ненависть, вместо человечности – жестокость. Медленно сходя с ума, Артур понимает, что пора брать ситуацию под свой контроль. Не стоит лить слезы, нужно смеяться, и чем сильнее боль, тем смех должен быть громче. Террор и буйство… AARGH! AARGH! AARGH! Артур Флек навсегда остался в прошлом. Джокер – отражение общества, и честно признаться весьма скверное. Лицо убийцы. Как вам, вы его ждали?
Повторюсь, это совершенно новая версия появления/становления Джокера. Можно сказать, попытка восполнить белые пятна в его биографии, которых к слову очень много, еще чуть-чуть и они слились бы в одно, огромное. Прекрасная возможность привнести, что-то разительно отличающееся от собратьев. На самом раннем этапе производства к проекту хотели привлечь Мартина Скорсезе, что прямо указывало на тон будущей ленты («Таксист», «Бешеный бык»). К сожалению, маэстро решил постоять в сторонке и понаблюдать, как будут избивать каноничного злодея DC. KRAK, KRAK, KRAK! Но, даже находясь на довольно приличном расстоянии, он оказал колоссальное влияние на весь проект. Профессионал, что тут скажешь.
Хороший сценарий в фильме по комиксам встречается, но уж больно редко. И вот, тот уникальный момент. К написанию текста приложили руку двое, сам режиссер и Скотт Сильвер («Боец», «8 миля»). Довольно отчетливо видно, какие элементы каждый из них привнес в вымышленный мир «героя». Первый знает толк в комедиях, улыбках и юморе. Но, как и всё, индустрия развлечений имеет две стороны, ее обратная и неприглядная – весьма интересная площадка для исследований. Тодд Филлипс очень успешен в жанре комедия, данный опыт, безусловно, помог ему правильно расставить приоритеты. Второй отвечал за криминальный мир. Закон улиц, где сильный пожирает слабого, где власть бездействует, а преступность процветает. Такой тандем оправдался на всю 100 американских долларов, сверните в трубочку и вдохните.
Фактура и страсть, всё в кадре вызывает интерес, никакого сюрреализма, только правда, сотканная преимущественно из серых ниток. Агония и безнадега от Лоуренса Шера («Впритык»). Виртуоз и мастер, оказался в нужное время, в нужном месте, его стиль и чутье, ничуть не меньше поспособствовали успеху картины, чем актерская игра звезд первой величины. Постановка, цвет, свет и мрачная действительность города, все выверено, все возведено в абсолют. Настоящее визуальное удовольствие, и дело тут не в эффектах. Цель – не развлечь, цель – рассказать историю, показать ее максимально правдиво и естественно, лишь немножко выделив определенные моменты.
Команда актеров – команда мечты. Роберт Де Ниро (Murray Franklin), Зази Битц (Sophie Dumond), Фрэнсис Конрой (Penny Fleck), Бретт Каллен (Thomas Wayne) и конечно Хоакин Феникс. Последний так вообще насмеялся на Оскар. Желаю ему удачи, держу кулачки. Критики отмечают феноменальную актерскую игру, и прочат главной звезде моноспектакля золотую статуэтку. Из главного стоит выделить полное погружение и абсолютно новое прочтение персонажа. Такая возможность дается очень редко, и актер, очень старательно избегающий экранизаций комиксов (привет «Доктор Стрендж»), все же решился. Стоило так долго ждать. Стоило! Нет, дело не в статусе, а в возможности. Своей игрой он затмил всех, абсолютно всех. БРАВО!!!
Музыка, такая «ободряющая», что хотелось покончить с собой, перерезав вены. Живая и безжизненная одновременно, она не боится звучать там, где ей нет места, привнося при этом в «интимный» процесс некую сакральность, самобытность. Сложно отделить мелодию от всей картины, боюсь без кадра, она не будет отражать замысла, а значит, съемочная группа справилась, выдав по итогу цельный проект, а не монстра Франкенштейна.
«Улыбнись, и завтра все изменится» - всё, как в песне, всё, как в жизни.
«Джокер» - свежий взгляд на жанр, с привкусом реализма и пугающей действительности. Общество боится того, кого оно само и породило. Пора отвечать, не прячьте взгляд, смотрите прямо. Выстрел! Уверенно советую всем любителям/ценителям данный фильм-событие (нет, не боюсь столь громких эпитетов). Идите в кино, пожалуй, на лучший КИНО комикс 2019 года. Истерия охватила мир, все сходят с ума. Просто праздник, просто сказка.
SSZZH, SSZZH, SSZZH – BOOM! PS: «Вы не слушаете. Все мои мысли негативные»