Фильм Владимира Меньшова «Любовь и голуби», увидевший свет в далеком уже 1984 году, стал одной из лучших картин конца 20-го века. Обычная история, рассказанная языком кинематографа, превратилась в одну из любимейших кинолент, которую хочется смотреть и пересматривать, каждый раз находя в ней что-то новое, что-то свое, до боли родное и знакомое. Что заставляет нас снова и снова возвращаться к просмотру этого фильма, и, прильнув к экрану, наблюдать за развитием событий, происходящих в семье Кузякиных? «А если это любовь?»
Сюжет фильма строится вокруг вышеупомянутой ячейки общества. Глава семьи, Василий Кузякин, после получения производственной травмы направляется на курорт, где знакомится с необычной женщиной из обычного отдела кадров с родного предприятия. Плененный чувством новизны и параллельно ослепленный вспыхнувшей страстью, Вася решает круто изменить свою жизнь, оставив в прошлом жену и троих детей.
Вася (Александр Михайлов) и Надя (Нина Дорошина) живут вместе уже довольно долго, и, наверное, за это время Надя уже успела привыкнуть к мысли, что Василий от нее никуда не денется, что они будут жить долго и счастливо до гробовой доски. Эта привычка со временем заменила ей саму любовь, которую когда-то Вася внушал ей. Они так прочно вошли в жизнь друг друга, что их отношения закостенели, зацементировались и покрылись известковым налетом. И только тогда, когда грянул гром в лице Раисы Захаровны, Кузякины, наконец, поняли, как много они значат друг для друга. Иногда, чтобы осознать ценность тех или иных вещей в жизни, их необходимо потерять.
В фильме есть еще одна пара, о которой хочется говорить бесконечно, настолько эти образы получились яркими, самобытными, неповторимыми, колоритными и незабываемыми, что просто невозможно оставить их без внимания. Речь идет, конечно же, о паре дяди Мити и бабы Шуры (Сергей Юрский и Наталья Тенякова).
Дядя Митя водит дружбу с зеленым змием и не скрывает этого, он всегда вовремя приходит в гости к Кузякиным и всегда находит вескую причину для своего появления, нисколько не смущаясь осуждающих взглядов Надюхи. К тому же он обладает поразительным даром телепортации, позволяющим ему с легкостью перемещаться из одного места в другое. Но главная особенность дяди Мити – это непревзойденный талант рассказчика, правда, его слушателям не помешало бы держать при себе аптечку с успокоительными средствами, так как порой те новости, которые он сообщает «с чувством, с толком, с расстановкой», способны выбить из колеи любого.
Наталья Тенякова создала настолько уникальный образ бабы Шуры, что Оскар бы постеснялся предложить сам себя в качестве награды за эту роль. Несмотря на то, что актриса была гораздо моложе своей героини, ей удалось на сто процентов вжиться в роль. Походка, жесты, бесподобная мимика и манера речи, не говоря уже о гриме, помогли создать наиболее полный и достоверный образ пенсионерки неопределенного возраста. О том, что баба Шура открыла для себя источник вечной молодости, внимательному зрителю могут рассказать только ее руки. Наблюдать за героиней Теняковой – сплошное удовольствие, она невероятно выразительна, энергична и полна жизни. Баба Шура – это такой образ соседки-подруги, которая всегда рядом, поможет добрым словом в трудную минуту, порадуется за других, но, если почувствует несправедливость к кому-либо, то может и в контры уйти. «Помру, Ваську на поминки позову, а тебя, охламонку, не пущу!» Кроме того, баба Шура обладает таким талантом сыщика, которому мог бы позавидовать сам Шерлок Холмс.
Пара дядя Митя и баба Шура – украшение фильма. Их взаимоотношения, несмотря на часто повторяющееся «дурак старый», «дура», «кикимора», «паразит», «паршивец» носят невероятно теплый характер и те эпитеты, которыми они попеременно награждают друг друга, не обидны для них самих, а лишь передают их взаимные чувства, которые с годами не остыли.
Еще одна роль второго плана, претендующая если не на Оскар, то на место в зрительском сердце, это роль Раисы Захаровны, разлучницы, «сучки крашеной», сбившей с пути истинного честного и порядочного Василия, роль, воплощенная на экране Людмилой Гурченко. Раиса Захаровна, появляясь с момента падения Васи в море (кстати, символично получилось, падение в море совпало с нравственным падением), единолично правит бал, демонстрируя свою безупречную фигуру в красивом купальнике, попутно делясь с Василием лапшой из своих обширных познаний в области уфологии и экстрасенсорики, которую тот с удовольствием вешает себе на уши. Однако, вскоре после курортного романа, мы узнаем Раису Захаровну с другой стороны. Свободолюбивая женщина, провозглашающая как лозунг «Брак – это добровольное рабство!», на поверку оказывается одинокой и несчастной, и совсем не такой интересной, какой она могла бы показаться вначале. В своей квартире, находясь в окружении колюще-режущих предметов в виде оружия, развешанного на стенах и кактусов, она страдает под «Элегию» Массне и целует свою собачку, единственное живое существо, к которому она, как видно, искренне привязана.
Безусловно, актерский состав и та работа, что мы имеем удовольствие наблюдать, являются одной из сильных сторон фильма. Однако, без живых, остроумных, а порой и совершенно непредсказуемых диалогов, которыми, как бриллиантами, щедро усыпана картина, всенародная слава ленты могла быть гораздо меньше. Если цитаты из фильма ушли в народ, то это может говорить только об одном, картина имеет колоссальный успех. А если еще к ним добавить неповторимый деревенский говор, манеру произнесения, это волшебное растягивание гласных в знаменитом «Лююдк, а Лююдк», музыкой звучащее в ушах, то получится, ёшкин кот, успех в энной степени.
Помимо диалогов, еще одним выразительным средством для фильма становятся танцы. Танцуют все, у каждого героя картины, за исключением детей, есть свой коронный танец. Танцует Надя, ее движения легки и грациозны, она словно перерождается, снова возвращая себе молодость, заново переживая все чувства той девчонки, которая когда-то влюбилась в Васю. В танцах Васи отражается весь спектр эмоций, чувств, которые он испытывает по отношению к Наде, это сожаление, раскаяние и радость. Танец Раисы Захаровны – это танец обольстительницы, она танцует только для своего мужчины, для того, кого она сама выбрала, те гении, которые пытаются обратить на себя ее внимание, ей неинтересны, у нее есть своя цель, своя жертва, которая должна почувствовать себя султаном. Танцы старшего поколения венчают собой каждую фигуру картины, их разнообразие в полной мере позволяет оценить танцевальные таланты дяди Мити и бабы Шуры, а иногда и лопаты.
Кроме того, лента богата блестящими режиссерскими идеями, интересными находками. Будь то начало фильма, где вид деревни показывают с высоты птичьего полета, глазами летящих по небу голубей, или падение Василия в море прямо из двери родного дома, или звездное предостережение, читаемое им на небе, или гроза во время чтения письма и появления в доме Кузякиных Раисы Захаровны, все это говорит о том, с какой любовью Владимир Меньшов подошел к созданию своего детища.
Если бы было возможно сравнить этот фильм с произведениями великих художников, то я бы сравнила его с картиной «Над городом» Марка Шагала, где влюбленные парят над землей, находясь в блаженной оторванности от всего земного. Любовь дает нам крылья, чтобы мы могли летать, так пусть же они всегда будут раскрыты в полете, а не сложены за спиной.
С любовью к живым, с памятью об ушедших.