KinoNews.ru
Перейти на полную версию
Новости
Премьеры
Трейлеры
Рецензии
Статьи
Фильмы
Сериалы

Рецензия к фильму "Любовь и голуби" от ЛеМур

С любимыми не расставайтесь (с)

Фильм Владимира Меньшова «Любовь и голуби», увидевший свет в далеком уже 1984 году, стал одной из лучших картин конца 20-го века. Обычная история, рассказанная языком кинематографа, превратилась в одну из любимейших кинолент, которую хочется смотреть и пересматривать, каждый раз находя в ней что-то новое, что-то свое, до боли родное и знакомое. Что заставляет нас снова и снова возвращаться к просмотру этого фильма, и, прильнув к экрану, наблюдать за развитием событий, происходящих в семье Кузякиных? «А если это любовь?»

Сюжет фильма строится вокруг вышеупомянутой ячейки общества. Глава семьи, Василий Кузякин, после получения производственной травмы направляется на курорт, где знакомится с необычной женщиной из обычного отдела кадров с родного предприятия. Плененный чувством новизны и параллельно ослепленный вспыхнувшей страстью, Вася решает круто изменить свою жизнь, оставив в прошлом жену и троих детей.

Вася (Александр Михайлов) и Надя (Нина Дорошина) живут вместе уже довольно долго, и, наверное, за это время Надя уже успела привыкнуть к мысли, что Василий от нее никуда не денется, что они будут жить долго и счастливо до гробовой доски. Эта привычка со временем заменила ей саму любовь, которую когда-то Вася внушал ей. Они так прочно вошли в жизнь друг друга, что их отношения закостенели, зацементировались и покрылись известковым налетом. И только тогда, когда грянул гром в лице Раисы Захаровны, Кузякины, наконец, поняли, как много они значат друг для друга. Иногда, чтобы осознать ценность тех или иных вещей в жизни, их необходимо потерять.

В фильме есть еще одна пара, о которой хочется говорить бесконечно, настолько эти образы получились яркими, самобытными, неповторимыми, колоритными и незабываемыми, что просто невозможно оставить их без внимания. Речь идет, конечно же, о паре дяди Мити и бабы Шуры (Сергей Юрский и Наталья Тенякова).

Дядя Митя водит дружбу с зеленым змием и не скрывает этого, он всегда вовремя приходит в гости к Кузякиным и всегда находит вескую причину для своего появления, нисколько не смущаясь осуждающих взглядов Надюхи. К тому же он обладает поразительным даром телепортации, позволяющим ему с легкостью перемещаться из одного места в другое. Но главная особенность дяди Мити – это непревзойденный талант рассказчика, правда, его слушателям не помешало бы держать при себе аптечку с успокоительными средствами, так как порой те новости, которые он сообщает «с чувством, с толком, с расстановкой», способны выбить из колеи любого.

Наталья Тенякова создала настолько уникальный образ бабы Шуры, что Оскар бы постеснялся предложить сам себя в качестве награды за эту роль. Несмотря на то, что актриса была гораздо моложе своей героини, ей удалось на сто процентов вжиться в роль. Походка, жесты, бесподобная мимика и манера речи, не говоря уже о гриме, помогли создать наиболее полный и достоверный образ пенсионерки неопределенного возраста. О том, что баба Шура открыла для себя источник вечной молодости, внимательному зрителю могут рассказать только ее руки. Наблюдать за героиней Теняковой – сплошное удовольствие, она невероятно выразительна, энергична и полна жизни. Баба Шура – это такой образ соседки-подруги, которая всегда рядом, поможет добрым словом в трудную минуту, порадуется за других, но, если почувствует несправедливость к кому-либо, то может и в контры уйти. «Помру, Ваську на поминки позову, а тебя, охламонку, не пущу!» Кроме того, баба Шура обладает таким талантом сыщика, которому мог бы позавидовать сам Шерлок Холмс.

Пара дядя Митя и баба Шура – украшение фильма. Их взаимоотношения, несмотря на часто повторяющееся «дурак старый», «дура», «кикимора», «паразит», «паршивец» носят невероятно теплый характер и те эпитеты, которыми они попеременно награждают друг друга, не обидны для них самих, а лишь передают их взаимные чувства, которые с годами не остыли.

Еще одна роль второго плана, претендующая если не на Оскар, то на место в зрительском сердце, это роль Раисы Захаровны, разлучницы, «сучки крашеной», сбившей с пути истинного честного и порядочного Василия, роль, воплощенная на экране Людмилой Гурченко. Раиса Захаровна, появляясь с момента падения Васи в море (кстати, символично получилось, падение в море совпало с нравственным падением), единолично правит бал, демонстрируя свою безупречную фигуру в красивом купальнике, попутно делясь с Василием лапшой из своих обширных познаний в области уфологии и экстрасенсорики, которую тот с удовольствием вешает себе на уши. Однако, вскоре после курортного романа, мы узнаем Раису Захаровну с другой стороны. Свободолюбивая женщина, провозглашающая как лозунг «Брак – это добровольное рабство!», на поверку оказывается одинокой и несчастной, и совсем не такой интересной, какой она могла бы показаться вначале. В своей квартире, находясь в окружении колюще-режущих предметов в виде оружия, развешанного на стенах и кактусов, она страдает под «Элегию» Массне и целует свою собачку, единственное живое существо, к которому она, как видно, искренне привязана.

Безусловно, актерский состав и та работа, что мы имеем удовольствие наблюдать, являются одной из сильных сторон фильма. Однако, без живых, остроумных, а порой и совершенно непредсказуемых диалогов, которыми, как бриллиантами, щедро усыпана картина, всенародная слава ленты могла быть гораздо меньше. Если цитаты из фильма ушли в народ, то это может говорить только об одном, картина имеет колоссальный успех. А если еще к ним добавить неповторимый деревенский говор, манеру произнесения, это волшебное растягивание гласных в знаменитом «Лююдк, а Лююдк», музыкой звучащее в ушах, то получится, ёшкин кот, успех в энной степени.

Помимо диалогов, еще одним выразительным средством для фильма становятся танцы. Танцуют все, у каждого героя картины, за исключением детей, есть свой коронный танец. Танцует Надя, ее движения легки и грациозны, она словно перерождается, снова возвращая себе молодость, заново переживая все чувства той девчонки, которая когда-то влюбилась в Васю. В танцах Васи отражается весь спектр эмоций, чувств, которые он испытывает по отношению к Наде, это сожаление, раскаяние и радость. Танец Раисы Захаровны – это танец обольстительницы, она танцует только для своего мужчины, для того, кого она сама выбрала, те гении, которые пытаются обратить на себя ее внимание, ей неинтересны, у нее есть своя цель, своя жертва, которая должна почувствовать себя султаном. Танцы старшего поколения венчают собой каждую фигуру картины, их разнообразие в полной мере позволяет оценить танцевальные таланты дяди Мити и бабы Шуры, а иногда и лопаты.

Кроме того, лента богата блестящими режиссерскими идеями, интересными находками. Будь то начало фильма, где вид деревни показывают с высоты птичьего полета, глазами летящих по небу голубей, или падение Василия в море прямо из двери родного дома, или звездное предостережение, читаемое им на небе, или гроза во время чтения письма и появления в доме Кузякиных Раисы Захаровны, все это говорит о том, с какой любовью Владимир Меньшов подошел к созданию своего детища.

Если бы было возможно сравнить этот фильм с произведениями великих художников, то я бы сравнила его с картиной «Над городом» Марка Шагала, где влюбленные парят над землей, находясь в блаженной оторванности от всего земного. Любовь дает нам крылья, чтобы мы могли летать, так пусть же они всегда будут раскрыты в полете, а не сложены за спиной.

С любовью к живым, с памятью об ушедших.
Автор: ЛеМур
02.10.2019
Оценка читателей: 10 из 10 (голосов: 11)
Страница фильма: Любовь и голуби

Новинки кино:

Марго Робби намерена экранизировать хоррор-комикс
Компания актрисы снимет полнометражный фильм по серии "Олений город"
Режиссер "Супермена" анонсировал работу над "секретным" проектом
Джеймс Ганн намекнул на следующий проект после "Супермена"
Режиссер "Гарри Поттера" в восторге от грядущего сериала
Крис Коламбус отреагировал на слухи о кандидатуре Киллиана Мерфи на роль Волан-де -Морта
Джеймс Кэмерон описал "Аватар 3" фразой "вы на это не подписывались"
Режиссер утверждает, что зрители увидят то, на что "не подписывались"
Стивен Спилберг, Николас Кейдж почтили память Дэвида Линча
Голливудские кинематографисты отдали дань уважения Дэвиду Линчу
Самые ожидаемые и перспективные зарубежные сериалы 2025 года. Часть 2
"Чужой: Земля", "Декстер: Воскрешение" и другие сериалы второй половины 2025 года