В начале было «Преследование». Недорогое, снятое за свои деньги остросюжетное кино, в котором интересный сюжет, хорошая задумка и расследование странных привычек преследователей. Фильм неплохо выстрелил, и следовало ожидать новой работы будущего инакомыслящего. Фильм «Помни» приобрёл на КиноПоиске совсем недорого, а потому сразу же ознакомился с картиной. Бюджет был чуть больше, а потому выглядит круче дебютного проекта. Для сравнения – девять миллионов против шести тысяч долларов, за которые был снят фильм «Преследование». Цифры приводят в изумление. Ибо оба фильма не выглядят на свои бюджеты. Далее критеирую свои впечатления и поделюсь мыслями по этому поводу.
Сюжет достаточно интересен, он повествует о мужчине по имени Леонард Шелби. Всегда изысканно и дорого одет, ездит на новеньком «Ягуаре», но проживает в дешевых мотелях. Его цель в жизни — найти убийцу жены. Его проблема — редкая форма амнезии, потеря короткой памяти, помня все до убийства, он не помнит, что было пятнадцать минут назад. Уже на уровне синопсиса задумка достаточно интересна. Но такой материал важно суметь правильно подать, поскольку зритель должен ориентироваться в происходящем чуть лучше, чем герой. И здесь хорошо помогает обращение к нелинейному повествованию, когда мы знаем исход некоторых событий и вместе с главным героем зритель шаг за шагом узнаёт начало истории. Как мне кажется, это создаёт хорошее ощущение сопричастности повествованию. Структура сюжета мне понравилась и то, как он развивается, чтобы засиять яркой точкой в конце хронометража. По этому критерию ставлю твёрдую пятёрку.
Зрелищность. Структурные решения в сценарии полностью поддерживаются визуальными решениями. То есть монтаж отснятого материала показывает именно цикличность и осмысленность происходящего, а не калейдоскоп и нагромождение концептуально несочетаемых картинок. В плане изобразительном фильм совершенно ни на что не похож, смотрится с огромным интересом и производит очень сильное впечатление. Не говоря уж о том, что Нолан приберёг для зрителей далеко не один очень эффектный поворот действия, от которого просто дух захватывает. Уолли Пфистер в качестве оператора здесь на пике формы и выдаёт правильную и соразмерную организацию кадрового пространства и его визионерское мастерство в том, что он не умеет творить особую атмосферу самыми обыкновенными средствами. Всё что отвечает за картинку, прекрасно работает и на текстовую часть картины, и реализовано всё это очень и очень хорошо. По критерию дам четвёрку, чтобы оправдать в дальнейшем свою финальную оценку.
Актёрская игра. Первое впечатление от фильма усиливается благодаря отличной актёрской игре Гая Пирса. Пирсу вообще нечасто удаётся блеснуть ("Людоеда" я ещё не посмотрел), но здесь роль просто шедевральная. Паранойя, которую испытывает персонаж Пирса, выглядит совершенно натурально и реалистично. При этом Пирс играет довольно сдержанно, без театральщины, а чувство ужаса, которое испытывает человек, находясь в совершенно незнакомом мире, где ему ещё приходится вести серьёзное расследование, видно только по глазам Ленни. Очень интересная роль у Джо Пантолиано, играющего Тедди. С первых секунд фильма понятно, что Леонард именно Теодора считает убийцей, однако при этом Тедди во всех эпизодах ведёт себя как хороший приятель Ленни - он симпатичный, весёлый и доброжелательный. Но одновременно ясно, что его доброжелательность - несколько напускная и что Тедди от Леонарда тоже что-то нужно. Пантолиано - яркий актёр, и эта роль у него получилась блестяще. Кстати, за год до этого он сыграл несколько похожего персонажа "друга-предателя" в "Матрице". Оттуда же в фильм перекочевала и Кэрри-Энн Мосс. Нолан в интервью говорил, что ему очень хотелось заполучить эту актрису на роль Натали и он очень рад, что Кэрри-Энн нашла в своем расписании время для этого фильма. У Натали роль тоже совершенно неоднозначная, как и у Тедди. То она друг, то она холодная стерва, то она истеричка - в общем, тоже целый спектр эмоций, который был сыгран очень неплохо. Также стоит отметить отличный дубляж. Главную троицу актёров озвучивают Леонид Белозорович, Любовь Германова и Вадим Андреев. Все эти три актёра являются мастодонтами дубляжа, и если вы имеете представление о таком виде работы, то вспомните одну или две более известных роли у каждого из актёров. По этому критерию ставлю твёрдую пятёрку.
Вердиктируя. Фильм совершенно ни на что не похож, смотрится с огромным интересом и производит очень сильное впечатление. Не говоря уж о том, что Нолан приберёг для зрителей далеко не один очень эффектный поворот действия, от которого просто дух захватывает. Отлично сделанный триллер с нестандартными сюжетными ходами и закрученной детективной линией. В этом фильме стали разрабатываться многие задумки, реализованные позже в фильме «Начало». Оценю девятью баллами, поскольку кино неторопливое и может показаться, что оно затянуто. Но это скорее предвзятые придирки. На самом деле фильм хорош. Рекомендую к ознакомлению! Всем добра и приятного просмотра!