Сколько философов, писателей и просто людей в любые времена задумывались над тем: возможна ли вечная молодость и вечная жизнь, есть ли у человека душа и что такое душа вообще, что на неё влияет, что её изображает, изображает ли и влияет ли душа на внешний облик человека?
Думаю, что каждый человек отвечал на выше поставленные вопросы по-разному и в разное время. Свой вариант ответов был и у Оскара Уайльда, которые он изложил в своём романе «Портрет Дориана Грея». Изложил довольно не плохо для конца ХIX века, особенно интересна версия того, что любое искусство – это всё же творение души, вернее наоборот, оно создает душу, так или иначе изображает её.
Конечно, кинематограф не мог обойти стороной столь весьма интересный роман. В итоге: со времен издания вышеуказанной книги было снято 30 экранизаций по мотивам этого романа, а в роли Дорина Грея успела отметиться даже женщина (фильм, снятый ещё в Российской империи в 1915 году, «Портрет Дориана Грея», где в главной роли - Варвара Янова). Я остановлюсь подробно (возможно со СПОЙЛЕРами!!!) на одной из этих экранизаций.
Буду ли я сравнить фильм с книгой? Нет, ни в коем случае. Как в книге, так и фильме есть одна общая интересная мысль и множество разных, сопровождающих основное действие и подкрепляющих его. Поэтому как книга, так и фильм для меня хороши и, я считаю, что не мешает ознакомиться и с тем, и с другим.
Итак, фильм производства Великобритании 2009 года «Дориан Грей», снятый режиссёром Оливером Паркером, где главными лицедеями выступили Бен Барнс и Колин Фёрт.
На мой взгляд, сценарий «Дориана Грея» довольно удачно адаптирован сценаристом Тоби Финлэем под склад ума и уклад жизни современного человека, ибо с 1890 года (дата первой публикации романа) «утекло много воды»: поменялись моральные устои, взгляды на жизнь, наука шагнула вперед, да и просто, поменялась политическая обстановка (на самом деле, список долго можно продолжать). Плюс, на конечный результат, повлияло видение самого сценариста и режиссера Оливера Паркера. Что, в целом, не плохо, этим кино Паркер и Финлэй высказали свое мнение, вернее дали свои ответы на вопросы в первом абзаце сего «творения» (и оно может вполне не совпадать с мнением других).
Но, вернемся к истории творения Паркера и Финлэя. Она начинается с молодого человека - Дориана Грея (Бен Барнс). Он красив, наивен, чист, как слеза, и мягок, как глина. А так как жизнь – штука одновременно/иногда коварная и благосклонная, то юноша получает от неё во благо дедово наследство и переезжает в Лондон, где уже коварная штука сводит его поочередно с двумя людьми: Бэзилом Холлуордом (Бен Чаплин) и Генри Уоттном (Колин Фёрт).
Первый – будучи художником, вдохновленным красотой и чистотой Дориана, создает его прекрасный портрет. Второй – в момент, когда этот шедевр был готов и представлен на суд натурщика, вложил в голову Дориана уверенность в том, что молодость и красота – это главное, пока ты молод и красив – ты живешь. В итоге, юноша вслух, любуясь своим портретом, произносит желание, которое в корне меняет всю его жизнь, а сам портрет становится своего рода губкой, впитывающей в себя все раны, болезни, грехи и муки совести хозяина. Правда, есть парочка «но»: губка рано или поздно переполняется, если её питать постоянно, да и за всё в жизни приходится платить. Вот и Дориан Грей, Бэзил Холлуорд и Генри Уоттон за всё содеянное, вольно или нет, расплатились.
Актерами весь этот путь от неосторожных скрытых и открытых желаний, вольных высказываний, неверных выводов и поступков, совершенных персонажами до итогов всех вышеуказанных действий воплощен на экране, на мой взгляд, довольно хорошо.
Бен Барнс справился с ролью наивного юноши, прожженного денди и просто испуганного человека, желающего раскаяться. Он прекрасен в начале, когда только приехал в Лондон, чертовски красив внешне и отвратен внутренне, когда пускался во все тяжкие в середине фильма и жалок в конце, во время попыток исправить ситуацию, когда из того «болота», в котором он увяз, уже виднелся только кончик его носа.
Бен Чаплин и Колин Фёрт отыграли свои роли одинаково хорошо. Веришь как в простоту, доброту и гениальность первого, так и в ум, связанность обязательствами перед обществом и внутреннюю развратность второго.
То есть, после просмотра фильма, созданного в основном Оливером Паркером и Тоби Финлэем, воплощенном в основном Беном Барнсом, Колином Фёртом и Беном Чаплином в моей голове возник ряд вопросов, появилось желание прочитать Уайлда, а самое главное, я получила от «Дориана Грея» спектр эмоций от восхищения до отвращения, от равнодушия до жалости и т.д., и т.п., и пр., и др. А я всегда считала, что если веришь в созданную и воплощенную кем-то историю, испытываешь какие-то чувства, если тебя кино заставляет о чем-то задуматься то оно отличное.
Поэтому приятного всем просмотра, полезных выводов, своего мнения и в любое время, в любом возрасте, при любой внешности красивой, нет, прекрасной души.
А что думаю по поводу вечной молодости и вообще всего вечного в отношении любой личности я, можно описать строками из старой арийской песни:
«…Слишком грустно быть бессмертным:
Те же лица день за днем,
Те же глупые ответы
На вопрос: "Зачем живем?".
Не всем волчатам стать волками,
Не всякий взмах сулит удар.
Есть странный дар - лететь на пламя,
Чтоб в нем остаться навсегда…»
М. Пушкина