KinoNews.ru
Перейти на полную версию
Новости
Премьеры
Трейлеры
Рецензии
Статьи
Фильмы
Сериалы

Рецензия к фильму "Однажды... в Голливуде" от Constance

Мысли вслух

Браво, Квентин! Такую сладкую сахарную косточку бросил киноманам! Фильм уже почти разложили на атомы, но тем не менее всплывают все новые и новые детали (догадки? факты?). Что прототипами Рика и Клиффа отчасти стали Берт Рейнолдс и его друг, профессиональный каскадер Хэл Нидем. Что прототипом малолетней Джули Баттерс, партнерши Рика по сериалу "Лансер", стала семилетняя Джоди Фостер, в активе которой в 1969 была уже пара вестерн-сериалов. Что интервью у Рика и Клиффа в начале ленты берут в декорациях "Джанго освобожденного". И критики, и зрители продолжают соскребать по сусекам внушительную обойму фильмов и имен кинодеятелей, которых так или иначе"увековечил" Квентин. К этому реестру автор этих строк может мало что добавить. Если только вспомнить, да и то уже наверняка кто-то вспоминал, что Рик Далтон не мешает выпивку с травкой — и это кредо самого Лео, который вырос в коммуне хиппи, и , видимо, насмотревшись всякого, зарекся от наркотиков на всю оставшуюся жизнь. Или, что Рик Далтон, возвращаясь после полугодовых итальянских "каникул" домой в Голливуд, думает, останется ли востребованным , или это будет еще один шаг к возвращению домой в Миссури — в Миссури на самом деле вырос Брэд Питт.

Хочу поделиться тем, почему воспринимаю "Однажды…" как совершенно "свой" фильм. Хотя, Тарантино сам по себе — мои ассоциации параллельно сами по себе. Во-первых, 1960е совершенно уникальная эпоха в истории человечества, время революционной перезагрузки традиционного уклада жизни, рутинной обыденности, консервативных ценностей, культурных парадигм, время неограниченной (казалось бы!) свободы, попрания всех и всяческих условностей и общепринятой морали. Борьба за права человека, студенческие волнения, Вьетнамская война с ее разрушительными социальными и психологическими последствиями, дети цветов — хиппи, свободная любовь, травка, "ЛСД-гуру" Тимоти Лири — писатель и психолог, гуру поп-арта Энди Уорхолл, лицо модного Лондона и икона стиля топ-модель Твигги, расцвет классического рока…
Романтическая благостная эпоха однако закончилась, не успев толком начаться, уже в 1969м, советскими танками в Чехословакии; убийством Шэрон Тейт, обнаружившим гнилую изнанку свободолюбивых хиппи — сектанты-наркоманы во главе со своим "Христом", несостоявшимся рок-музыкантом … Почти все приметы этого яркого, сочного, событийно богатого времени любовно запечатлел Квентин, весь калейдоскоп событий с его стремительным восхождением и самоубийственным крутым пике. Собственно, старое разрушили — новое не построили, поэтому до сих пор бьемся за права человека в целом и разных меньшинств в частности, против насилия, войны и т. д., и топчемся на руинах 1960х в определенной степени. Великолепным напоминанием этого факта стал видеоряд под песню в исполнении Роберта Циммермана в начале "Хранителей" Зака Снайдера.

Вся эта многообразная романтика была впитана как губкой кинематографом — молодым независимым, с мгновенной реактивностью, так сильно отличавшимся от рутинной студийной системы: прихотливый роман американца и француженки в великолепных декорациях Лос-Анджелеса "Ателье моделей", психоделический "Беспечный ездок", студенческие волнения в "Напрямик", фарс на тему секса "Боб и Кэрол, Тэд и Элис", роуд-муви одного одиночки "Исчезающая точка"; фильмы Брюса Ли, который не просто подарил экрану боевые искусства, но сделал это в высшей степени профессионально и красиво… Собственно, и кинематограф стал отдельным и полновесным жанром искусства именно в 1960е.

Приятно, что одним из главных стимулов для фильма стала история супругов Тейт-Полански. Тарантино упоминает только один культовый фильм Полански — "Ребенок Розмари". Однако к этому времени Роман успел снять в Европе еще три крутейших ленты— канонические и по сей день актуальные психологические триллеры "Нож в воде", "Отвращение" и "Тупик", полные хичкоковского саспенса, элементов хоррора и драматического накала Бергмана и Антониони. Полански окрестили польским Орсоном Уэллсом и ждали с нетерпением на всех международных кинофестивалях. К его уникальному таланту постановщика приложился еще один козырь, почти козырной туз — красавица Шэрон Тейт. Ее первый заметный персонаж в ленте "Долина кукол" (номинация на Золотой глобус), упоминаемый Тарантино в "Однажды…", произносит под занавес фразу: "У меня нет талантов, только тело". Эта фраза включала все сомнения Тейт относительно собственной персоны, но была в значительной степени лукавством — у девушки была железная хватка и она быстро училась. Во франко-итальянской версии "12ти стульев" она появляется на экране рядом с большими звездами Орсоном Уэллсом, Витторио Гассманом, Витторио Де Сикой и нисколько не проигрывает им и не теряется в их тени. Этой паре суждено было стать законодателями кинематографической моды в Голливуде на пару десятков лет, увы… Возможно сегодняшний Голливуд был бы несколько иным, будь в нем длинная страница Полански-Тейт… При жизни Шэрон успела стать только законодательницей светских тусовок и иконой голливудского стиля, своего рода "американской Твигги". Кстати, толчком карьеры Твигги стало знакомство с модным парикмахером Леонардо — для Тейт тандем с парикмахером и стилистом Джеем Себрингом.

Не могу не разделить с Квентином любовь к вестернам. Собственно, в 1960е классические вестерны как продукт сугубо американский (Дикий запад, индейцы, ковбои) также претерпевали перезагрузку (оставляя без работы вестерн-звезд прошлых лет!), в том числе благодаря итальянским мастерам (Леоне и Корбуччи) и их спагетти-вестернам — средоточие драйва, насилия и иронии как альтернатива американской классике. Собственно в это безвременье и помещает Тарантино своих Рика Далтона и Стива Маккуина, тоже звезды вестернов в прошлом, в том числе одного из лучших на все времена "Великолепная семерка" 1960; хотя их актерские судьбы складываются совершенно разно.

Тарантино сдал себе для проекта еще один козырь - Лео и Брэд, впервые бок о бок. Оба успели побывать секс-символами своего времени и героями-любовниками, один после "Титаника", другой после "Интервью с вампиром", нашли своих режиссеров, раскрывших их драматический потенциал — Брэд в первую очередь Финчера, Лео не ограничился просто-таки влюбленным в него Скорсезе и работал и с Вуди Алленом, и с Денни Бойлом. Оба побывали на экране наркоманами — Брэд и в жизни не избежал наркотиков, и в "Настоящей любви" по сценарию Тарантино (Оскар в студию обоим!), Лео в "Дневнике баскетболиста"; психопатами разного замеса — Брэд в "12 обезьян" играл клинику, Лео в "Что гложет Гилберта Грейпа", едва ли не лучшей своей роли, самой спонтанной, психически нестабильного подростка, а в "Волке с Уолл-стрит" откровенного укурка. Оба успели поработать с Тарантино. По отдельности. В персонажах Лео всегда было больше "романтического надрыва", в юности коллеги по цеху вообще называли его девчонкой. Герои Брэда всегда были более мужественны, брутальны, прагматичны и ближе к земле, к тому же он отличный комедиант ("Cool world", "Джонни-замша", "Большой куш") и успел побывать по другую сторону камеры. Этот же баланс амплуа актеров соблюден и здесь — обаятельный актер-истеричка и невозмутимый каскадер-мачо. Лео хорош, но Брэд однозначно перетянул одеяло на себя.

Нет необходимости говорить о виртуозности сюжета и колоритности истории и ее подачи, вкуснейшей эклектичности ленты, неотразимой "домашней труппе" Тарантино, великолепной сочной картинке, божественном саундтреке, самое сладкое в котором для автора этих строк — California Dreamin и Hush. Лента вся залита ощущением невероятной расслабленности, истомы, маленького счастья и калифорнийским солнцем, теплый эффект еще усиливается благодаря ярким желтым пятнам, добавленным рукой художника по костюмам Арианны Филлипс — желтая гавайка Клиффа/Брэда и желтенький трикотажный костюмчик Шэрон на вечеринке Playboy это просто песня. Вообще костюмы в этой ленте заслуживают оваций не меньше, чем искусно собранный сюжет, как образец стиля и вкуса — мокасины Клифа, длинное кожаное пальто Шэрон, прикиды выводка долгоногих босоногих хиппарок, курточки Рика Далтона на экране и в жизни. Забавно, что почти одновременно с фильмом Тарантино стартовали две артхаусные европейские ленты о знаковости предметов одежды и ее мистическом влиянии на своего обладателя — французский "Оленья кожа" и британский "Маленькое красное платье".

Киноманы наверняка в свое время не пропустили еще одну ленту "Однажды в Голливуде", снятую в 2008 году оскароносным Барри Левинсоном ("Человек дождя") — дивную камерную драмеди о голливудском закулисье с крутым звездным кастом, "горькие голливудские истории с линии фронта", но уже наших дней. Это совсем другой ракурс и время, а вот лента "Мертвые пледов не носят" чем-то очень родственна тарантиновскому фильму и посвящена Голливуду 1940х, также с внушительной нарезкой старых лент.

В общем, спасибо Квентину — он открыл дверь в очень увлекательную реальность. "У кино две функции — отображать окружающую реальность и создавать новую" (Зигфрид Кракауэр, один из самых влиятельных теоретиков кинематографа). Тарантино мастерски соединил обе.
Автор: Constance
14.08.2019
Оценка читателей: 9,94 из 10 (голосов: 16)
Страница фильма: Однажды... в Голливуде

Новинки кино:

Мел Гибсон сравнил свой сгоревший дом с Дрезденом времен войны
Дом знаменитого актера и режиссера сгорел в масштабном пожаре в Малибу
Киллиана Мерфи не будет в сиквеле "28 лет спустя"
Киллиан Мерфи примет участие в других фильмах новой трилогии
Фильм "Финист: Первый богатырь" заработал больше двух миллиардов
В российском прокате образовался второй фильм, собравший два миллиарда рублей
Джейсон Стэйтем орудует кувалдой в трейлере боевика "Мастер"
Продюсером фильма "Мастер" выступил Сильвестр Сталлоне
Глас Народа. Рецензия на фильм "Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича"
Читатели издания "Новости кино" об экранизации сказки "Волшебник Изумрудного города"
Лучшие российские и зарубежные сериалы января 2025 года
"Первозданная Америка", "Дни Сакамото", "Ронин", "Подслушано в Рыбинске"