Написание рецензии на авторское кино – задача не из простых. Во-первых, восприятие таких фильмов для каждого конкретного зрителя кардинально разнится, так как напрямую зависит от калейдоскопа жизненного опыта смотрящего вкупе с целым рядом личностных и внешних факторов. Такие фильмы многогранны, поэтому можно с уверенностью сказать, что на выходе с киносеанса каждый зритель унесет с собой совершенно уникальный набор эмоций и впечатлений. Во-вторых, далеко не каждый фильм данного жанра «зайдет» каждому, поскольку создатели данных творений изначально не ставят для себя охватить большую целевую аудиторию. Иными словами, если новый фильм киновселенной «Марвел» с огромной долей вероятности понравится большинству зрителей, начиная с детей школьного возраста и заканчивая брутальными дядечками «немного за 30», то та же «Фаворитка» - далеко не всем (именно поэтому перед походом в кино на такие фильмы лучше тщательно изучить уже выпущенные по фильму материалы, чтобы потом не плеваться кислотой на кинофорумах). Недавно мне удалось посмотреть и оценить фильм, о котором я слышала уже давно и который, после просмотра, я могу с уверенностью порекомендовать практически каждому любителю хорошего кино «со смыслом»; фильм, взявший в этом году Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля –– «Паразиты» Пон Чжун Хо.
Для того чтобы лучше раскрыть основную сюжетную линию и проблематику фильма, предлагаю рассмотреть основных персонажей, вокруг которых строится все повествование, которых можно условно разделить на две группы – «бедняки» и «богачи». К первым относится семья Ким, состоящая из главы семейства Ки Тэка, его жены Чон Сук и их детей – неудавшегося студента Ки У и нахальной девицы Ки Джон. Вся семья проживает в полуподвальном помещении в ежедневной борьбе за халявный вай-фай, чередуя это занятие с различными временными подработками, в частности, коллективным складыванием коробок для пиццы для местной пиццерии за грошовую плату. В один прекрасный день Ки У выпадает шанс устроиться на работу в качестве репетитора по английскому языку в зажиточную семью Пак, и он его не упускает, параллельно пристраивая туда же остальных членов своей семьи на вакантные (и не совсем) должности путем различных хитроумных уловок и мошеннических комбинаций. Семья Пак (те самые вышеупомянутые «богачи»), в лице успешного бизнесмена мистера Пака, его наивной жены Ен Ке, их дочери-школьницы Да Хе и озорного смышленого сынишки Да Сонга, попадается «на удочку» ушлой семейки и впускает этих «паразитов» в свой дом, не предполагая, к чему это все в итоге приведет.
Одной из основных особенностей данного фильма является искусное жонглирование режиссера сразу несколькими жанрами. В самом начале фильма зрителю кажется, будто он смотрит криминальную комедию а-ля «Одиннадцать друзей Оушена», но далее по ходу действия добавляются элементы триллера и саспенса, а также раскрывается драматическая составляющая всего происходящего через по-настоящему сильные моменты, доказывающие, что история, разворачивающаяся на экране, не так проста, как могло бы показаться на первый взгляд. Сам стиль подачи достаточно неоднородный, действие то ускоряется, выдавая сюжетные твисты один за другим и заставляя зрителя внимательно следить за происходящим на экране, то замедляется, позволяя персонажам перевести дух и погрузиться в размышления о последствиях своих поступков.
В этой истории нет злодеев и жертв, нет протагонистов и антагонистов в привычном понимании. Обе стороны конфликта постоянно развиваются, обретая все новые положительные и отрицательные черты, и именно эта динамика заставляет чашу весов симпатий зрителя склоняться то в сторону «паразитов», то в сторону «хозяев» вплоть до самого финала. Этот эффект достигается в том числе с помощью великолепных актерских работ, особенно можно отметить Ким Ки Тэка в исполнении Сон Кан Хо.
Как и остальные члены своей семьи, Ким Ки Тэк в начале фильма предстает перед зрителями скорее в негативном свете и чувства сопереживания не вызывает. Этот уже немолодой мужчина, живущий «на дне», без устали жалуется вечно пьяных субъектов, справляющих малую нужду напротив окон его дома, но при этом на момент действия фильма не предпринимает явных попыток по улучшению своего материального положения, как и не выказывает каких-либо переживаний касательно образа жизни остальных домочадцев, зато с энтузиазмом поддерживает идею с обманом семьи Пак. По ходу развития сюжета этот же человек раскрывается с неожиданной стороны, обнажая свою неравнодушную к проблемам посторонних ему людей натуру, демонстрируя искреннюю заботу о близких ему людях, нетерпимость к проявлениям несправедливости и потрясающее до глубины души чувство собственного достоинства «маленького человека».
Фильм «Паразиты» стал для меня, несомненно, одним из самых интересных открытий в жанре авторского кино. Поверьте, эта актуальная для любого времени и для любого места действия захватывающая история вкупе с многогранными и тщательно проработанными героями, сдобренная хорошим ситуативным юмором, заслуживает внимания и просмотра если не на большом экране в кинотеатре, то точно на удобном диване с кружечкой горячего чая, если, конечно, у вас нет непереносимости большого количества азиатов на один квадратный сантиметр пленки.
В любом случае, приятного просмотра!