А ведь всё начинается великолепно. "Круг жизни", пролёты камеры, фауна, красота. Перехватывает дыхание, наворачиваются слёзы и уже сейчас, на второй минуте фильма, ты готов признать его шедевром на все времена, влепив авансом максимальный балл. Когда Рафики поднимает на обозрение жителей саванны сына Муфасы и появляется титр с названием, ты всё ещё пытаешься вспомнить, как дышать. А затем... затем весь фильм рушится к чертям.
Как оказалось, главная проблема экранизации мультфильма 1994 года вовсе не в том, что это покадровый римейк. В конце концов, самая богатая студия в мире может делать со своим наследием то, что считает нужным, особенно если готова вкладывать в это огромные деньги, вылизывая техническую составляющую до идеального состояния. Ненавистники подобного подхода, вроде меня, могут поворчать, но "кто девушку танцует, тот её и ужинает", в смысле спрос рождает предложение, и если люди сейчас больше всего готовы платить за кино, снятое по культовым мультфильмам (и комиксам) - глупо ругать студию за то, что она это и делает, зарабатывая на этом деньги. Да, "Королю Льву" в любом случае бы досталось за то, что новых сцен почти нет, а Фавро даже не пытался играться с камерой, создавая новые ракурсы и планы, предлагая зрителю хоть что-то новое, как ухитрилась сделать даже разнесённая большинством зрителей и критиков "Красавица и чудовище", которая экспериментировала с сеттингом, анимацией, переосмыслением некоторых сцен и побочными сюжетными линиями. Но ностальгия и любовь зрителей способны были бы нивелировать вторичность. Фильм уничтожает не она. Фильм уничтожают разговаривающие животные.
Проблема оказалась проста. Реалистичные животные не способны на мимику - просто в силу законов природы, поэтому любая, абсолютно любая сцена фильма, строящаяся на диалогах или эмоциональном потрясении - будь то смерть Муфасы, подбор умирающего львёнка неунывающей парочкой, монологи Шрама - всухую проигрывает оригинальному мультфильму - мы не сопереживаем этим животным, утратившим человечность. Создатели фильма сами выбрали правила, по которым они не могут нарисовать испуганное или скорбящее выражение Симбе, злое Шраму или восторженное Киаре - поэтому любая сцена мультфильма 1994 года (кроме открывающей и песен) бьёт по эмоциям больше, чем весь фильм 2019 целиком. И ведь этого можно было избежать - тремя, пусть спорными, но совсем разными способами. Авторы могли переосмыслить историю - и снять её совсем по-другому, не давая зрителям повод сравнивать мультфильм и фильм, оставив лишь несколько культовых сцен. Поменять знакомство Симбы и Налы с гиенами, придумать пару историй про Тимона с Пумбой - словом, сделать что-то, что даст зрителю зацепиться за историю, почувствовать вкус новизны, узнать больше о столь любимых персонажах. А здесь же из нового - ровно одна сцена, иллюстрирующая побег Налы с земель прайда. Ещё создатели могли отказаться от диалогов - и показать, как происходила бы история "Короля Льва" в реальной дикой природе, возможно, используя закадровый голос или приём из "Пути домой" и "Собачьей жизни", ведя повествование от лица животных, но не строя общение через диалоги. А могли бы экранизировать, например, "Гордость Симбы", о которой знает гораздо меньшее количество людей и по которой не так било бы сравнение с оригиналом. Но диалоги между столь реалистичными животными - животными, способными испытывать эмоции, но не способными их показать выражениями морд, при наличии непревзойдённого оригинала рушит всю магию Дисней. Вот, кстати, ответ на вопрос, почему диалогов не было в трейлерах - кажется, маркетологи тоже поняли, в чём основная проблема "Короля Льва". Оригинальная картина была волшебна тем, что прорисованные там животные напоминали людей - как Флаундер в "Русалочке", как Джуди в "Зверополисе". Так и должно было оставаться, ведь рассказ «Короля Льва» отсылает к человеческой жизни. Заменить львов и гиен на людей - сюжет почти ничего не потеряет, окончательно перевоплотившись в известную пьесу Шекспира. Создатели, поставив цель сделать все максимально натурально, угробили души персонажей, которые были созданы Роджером Аллерсом и Робом Минкоффом, музыкой Циммера и десятком сценаристов. И, забегая вперёд, не справились даже с натуральностью.
Единственные сцены, когда "Король Лев" по-настоящему расцветает, это сцены, в которых общения между персонажами не происходит. То есть сцена открывающая, сцена закрывающая (по сути, являющимися одним и тем же), сцена в ущелье со спасением Муфасой сына, сцена с Рафики и шерстью Симбы, и, неожиданно, некоторые песни. Потому что песни поют не персонажи, а их закадровые голоса - сами звери в них просто... звери. И потому, что эти сцены пришлось хоть как-то художественно переосмыслять, потому что с реалистичными животными того же "Быть Королём" покадрово переснять невозможно. К переводу же никаких претензий нет - не стоит забывать, что это фильм в том числе для детей, которые ещё не ценят оригинальные голоса, но уже хотят понимать, о чём поют герои. Да и в мультфильме давно есть локализованные песни - в общем, никакого шока на этой основе не последовало. Хотя некоторые композиции звучат откровенно плохо и фальшиво.
И Фавро можно было бы простить за всё вышесказанное, если бы не отвратительный финал. Финал, который вдруг превращает фильм в мультфильм, в котором жестокая схватка гиен и львиц не сопровождается вообще ничем - бой двух повздоривших джунгарских хомячков смотрится куда брутальнее. Схватка, в которой невозможно отличить Налу от Сараби, а этих двух от остального прайда. Схватка, на фоне которой бой двух оборотней в одном из сиквелов "Сумерек" смотрится эталоном. Не говоря уже о сцене, когда бородавочник неожиданно расшвыривает гиен толпами аки бык на корриде. Финал, который уничтожает всю атмосферу, старательно созданную полуторами часами до него.
В итоге на вопрос, кому "Короля Льва" смотреть категорически не рекомендуется, ответить просто - никому из людей, знакомых с одним из лучших мультфильмов в истории кинематографа вообще. Если же вы по каким-то причинам мультфильм не смотрели и с историей Симбы не знакомы - да, сходите, вы не пожалеете ни на секунду. Пожалеете потом, когда почешете в затылке, зададите себе вопрос в духе "классный фильм, и чего его все ругают?" и сядете смотреть дома настоящего "Короля Льва", вышедшего более двадцати лет назад.
Лучше бы Рафики в начале картины нечаянно уронил Симбу. Да, рекордно короткий хронометраж, шок-контент, но это было бы лучше, чем такое переосмысление одного из любимых мультфильмов моего, и не только, детства.
"Король Лев" наглядно доказывает, что анимационный Дисней велик настолько, что безукоризненно технически выпестованный фильм, снятый на основе одного из его мультфильмов, вызывает лишь вопросы и отвращение. Не существуй "Короля Льва" 1994 года, этот фильм стал бы одним из лучших фильмов лета. Но мультфильм существует, и на контрасте с ним потенциально прекрасный фильм превращается в кошмарный. Всё-таки не вся классика Дисней требует игровые пересъёмки. Хотя, если фильм соберёт много денег, а он это сделает, через несколько лет мы увидим в кинотеатрах Киару и Кову. И вот тогда пощады от меня не ждите.
Никогда не говорите детству "прощай",
Ваша Кэтти-бри.