Этот фильм, снятый почти шестьдесят лет назад - в 1962 г., поистине удивительный: он повлиял на Стивена Спилберга в его решении стать кинорежиссером; Барак Обама пересматривал «Лоуренса Аравийского» множество раз; картина получила тридцать всевозможных наград киноиндустрии и внесена в Национальный реестр кинокартин США как общенациональное достояние.
Эпоха Первой мировой войны - время тектонических изменений на политической карте мира и договоренностей крупнейших европейских стран о разграничении сфер влияния на Ближнем Востоке, причем за спиной и в тайне от арабских лидеров.
В период распада Османской империи мечты о политической независимости арабов были буквально разлиты в воздухе, но разобщенность кланов и отсутствие единого лидера препятствовали формированию национальной армии. В такие напряженные исторические моменты взмах крыльев бабочки в Соединенном Королевстве мог вызвать непредсказуемый ураган последствий на Аравийском полуострове – что и произошло, когда в 1914 г. в Каир, в Бюро по арабским делам, прибыл двадцатишестилетний лейтенант британской армии Томас Эдварт Лоуренс.
Карьера профессионального военного – неожиданный выбор для молодого человека с отличным образованием (Оксфорд), знанием нескольких языков (в том числе и арабского), серьезно интересующегося историей Крестовых походов и археологей. Чуть рассеянный, постоянно нарушающий армейскую субординацию и оттого ставший постоянным объектом шуток и снисходительной иронии сослуживцев. Лейтенант Лоуренс - идеалист и романтик, меньше всего подходящий на роль военного разведчика, но его судьба сложилась именно так.
Это эпическая история о том, насколько многого может достигнуть человек, ведомый мечтой и верой в свое предназначение, умеющий вдохновлять и объединять рядом с собой совершенно разных людей ради достижения единой цели. (Иногда его называют авантюристом - может быть и так, но раз его жизненный путь спустя столетие все еще интересен, значит, его вклад в мировую историю неоспорим).
Кажется невероятным, но мечты об арабской независимости всеми силами осуществляет голубоглазый британский офицер, в течение двух лет бесстрашно пересекая раскаленные пески пустыни, формируя партизанские отряды из местных бедуинов, привлекая британское финансирование и вооружение, и в тоже время завоевавший доверие и уважение шейхов и самого принца Фейсала (будущего короля Ирака).
«Ничто не предначертано» - так он вселяет уверенность в сердца командиров своего партизанского отряда; и ему верят. Лоуренс одел белые одежды бедуинов, стал «почти арабом», страстно желающим независимости от турков и поднял Арабское восстание 1916 г.
Интересная деталь - вокруг Лоуренса сформировался ореол героизма и исключительности, причем как для арабов, так и для сослуживцев. Как считал сам офицер, лучшие из арабских воинов пойдут на Дамаск не за деньги, как наемники, а ради него – Лоуренса; возможно, так оно и было.
Вечный сюжет о том, что во времена глобальных перемен на исход мировых событий влияют не только политики, генералы армий или финансовые интересы ведущих государств, но и отдельные яркие личности порой способны достичь почти невозможного - своей верой, убежденностью и харизмой.