Я была одной из многих, кто скептически относился к идее выпускать четвёртый фильм о похождениях игрушечного ковбоя и его друзей. Трилогия о них была блестящей, а её финал не оставлял незавершённых арок и казался роскошным окончанием истории. А ролики с феминящей (если такого слова ещё нет, то его срочно нужно придумать) Бо Пип настраивали на не самый позитивный лад. Да и не так уж много хороших фильмов существует с цифрой "4" в названии ("Новая надежда" не в счёт - у неё цифра 4 появилась через много лет после релиза) - а уж о том, чтобы превзойти всех своих предшественников, речи не идёт практически никогда. Но один из сценаристов "Головоломки" и автор её короткометражного продолжения Джош Кули показал всем скептикам и персонально мне огромный кукиш и сделал мультфильм, который ещё лучше - по всем параметрам. Хотя, казалось бы, после сцены с мусоросжигателем это невозможно.
Секрет успеха серии, как мне кажется, именно в том, что "История игрушек" никогда не была детским мультфильмом. Не в том смысле, в котором не был детским "Полный расколбас", конечно. Даже не так - это практически полностью серия картин, ориентированная на взрослых, скучающих по своему детству. Когда ты это осознаёшь, становится очень больно - больно при мысли о том, что у современных детей никогда не будет такого детства, какое было у авторов мультфильма и которое, к счастью, ещё успело застать наше поколение. Он очень складно написан, каждая вторая реплика - это не просто реплика ожившей пластмасски, а вопрос какого-нибудь психолога или философа. Баз размышляет о внутреннем голосе, Вилкинс рассказывает о чувствах других людей, адресованных нам, которые мы не ценим, Вуди прошёл полноценную трансформацию от эгоиста в первом фильме до отца, готового пожертвовать всем, в последнем, а Бо вместо ожидаемых фейспалмов вызывает лишь уважение и шквал внутренних аплодисментов в адрес человека, её прописавшего. Хотя ещё больших аплодисментов заслуживает персонаж Габи Габи - отказаться от полноценного антагониста (кстати, впервые за 4 серии франшизы) в пользу такой отнюдь не детской (пусть и рассказывающей о детских игрушках и их хозяевах) драмы - это очень сильно. И если дети лет так до 14 едва ли поставят франшизу "История игрушек" выше какой-нибудь "Суперсемейки" или "Как приручить дракона", не говоря уже о "Холодном сердце", билеты на предпремьерный показ которого они уже сейчас просят в подарок на День Рождения, то восторг взрослых от "Истории" понятен. То же было и с "Головоломкой", и вообще с любым мультфильмом, где всех поголовно зрителей не держат за учащихся начальной школы, и где яркий визуальный ряд, привлекающий детей, сочетает в себе целый ворох из философских подтекстов, многогранности каждого героя, нешаблонных диалогов и душащей за горло ностальгии. Всё это ценим уже мы, и мультфильм из категории "нужно сводить на него детей" превращается в "нужно посмотреть и прочувствовать это одному при первой же возможности, а уже потом сходить второй раз и понаблюдать за реакцией своих детей". И всё это сдобрено разнообразным юмором, не наносящим никого ущерба повествованию и не вырывающего нас из этого мирка нашего детства ради возможности посмеяться.
У "Истории игрушек 4" есть ровно одна посредственная черта, но она не касается производства и студии Пиксар вообще. Это наша локализация. Со своей стороны студия, как и положено медиа-гиганту, сделала всё, от неё зависящее - надписи в фильме исправно переведены на русский язык и не выглядят так, как будто их в последний момент всунул туда выпускник Академии программы Paint. А вот голоса удались не всем - возможно, такое ощущение возникает из-за того, что для двадцатилетней франшизы просто нет возможности сохранить всех актёров озвучки. И каждый раз, когда Джесс открывает свой пластмассовый рот, я зажимаю руками уши и радуюсь тому, что она здесь третьеплановый герой с десятком реплик от силы. Хотя, это придирка. Была бы, если бы перед нами не был лучший полнометражный мультфильм за последние несколько лет. Памятуя о том, что именно выходит в конце этого года (а трейлер перед сеансом вам об этом обязательно напомнит), не будем спешить отдавать ему пальму первенства, но что-то слабо верится в то, что сиквел самого кассового мультфильма в истории сможет эмоционально пробить взрослых зрителей также, как это сделал сиквел мультфильма, первым в истории перешагнувшим рубеж в миллиард долларов сборов. Разве что Эльза снова выдаст хит уровня "Let it Go", который весь мир будет напевать себе под нос ещё несколько лет.
Радует, что в последней части (хотя, кто знает?) создатели решили показать зрителю не только игрушки, стремящиеся любой ценой занять своё место рядом со "своими" детьми, но и игрушки, которые осознанно от этого пути уходят, предпочитая продолжить жизненный путь по совсем другой дороге. В смысле, раньше все игрушки, идущие по этой дороге, автоматически считались "злыми", но здесь идёт переосмысление - с одной стороны, спорное в рамках правил этого мира, с другой - единственно верное для финального выбора Вуди, оставляющим одновременно уверенность, что теперь-то нам точно показали финал, и лёгкую грусть по этому поводу, ведь это единственная детская франшиза, состоящая из минимум трёх частей, где каждая последующая лучше предыдущей при том, что и самая первая является одним из лучших мультфильмов в истории анимации.
"Пиксар" продолжает дарить своим зрителям волшебные подарки. Он говорит с нами голосами детских игрушек о самом важном в этом мире. "Отпустите любовь - и она вернётся к вам. Быть может, это будет нежная улыбка вернувшегося из небытия друга, которая даст тебе возможность изменить выбор, сделанный много лет назад. Или объятия самого близкого человека в этой жизни, которого ты встретил случайно минуту назад. А тем, кто хочет попрощаться и вычеркнуть нас из своей жизни, мы не вправе запрещать".
P.S. Мультфильм не так часто способен вызвать слёзы у взрослых, но на моём сеансе последние пять минут рыдало ползала - в том числе и я. Браво, Pixar. Браво, Джош Кули.
До встречи в кино,
Кэсси.