Пехотинец армии США Джек Старкс (Эдриен Броуди) получает на войне тяжелое ранение. Чудом выжив, он возвращается на родину, где в пути случайно встречает девочку, которой дарит свой жетон. Вскоре после этого Старкс неожиданно для себя оказывается в суде, где ему предъявлено обвинение в убийстве полицейского. Старкса помещают в клинику для душевнобольных заключенных, где работает, известный своими нетрадиционными методами лечения, доктор Шекер (Крис Кристоферсон). Повергаясь длительным мучениям, запираемый каждую ночь в ячейку морга, Старкс с ужасом узнает, что он давно мертв. А все виденное им, лишь галлюцинации, в одной из которых он встречает молодую женщину (Кира Найтли), хранящую его жетон. Понимая, что эти видения – ключ к спасению, Старкс начинает действовать.
К моему удивлению, в 2004 году (а именно тогда был снят фильм) «Пиджак» прошел практически незамеченным, несмотря на интересный захватывающий сюжет и звездный подбор актеров. Путешествия во времени всегда были лакомым куском для кинопублики, о чем говорят фильмы, вышедшие позже – «Эффект бабочки», «Жена путешественника во времени», «Фонтан» и др.
Фильм «Пиджак» уступает вышеперечисленным как в размахе постановки, так и в продуманности сюжетных линий. Между тем, этот фильм смотрится на одном дыхании, и два часа пролетают практически незаметно. Думается, тут дело в центральном персонаже – Старксе – которого Броуди сыграл вполне убедительно. Страх скорой смерти, волевой поединок одинокого беззащитного человека с безжалостной системой клинической психиатрии в лице доктора Шекера, попытки спасти не только себя, но и близких людей, все это заставляет довольно искренне сопереживать главному герою.
Интерес представляет и внутренний мир Старкса, который довольно обширен и многогранен, причем настолько, что наблюдая его злоключения, уже не знаешь, реальные ли это события, или очередные галлюцинации травмированного человека, а может это визиты в будущее?
Все это в фильме сплетено настолько в плотный клубок, что для того чтобы разобрать все хитросплетения по полочкам, приходится тщательно вслушиваться в речь персонажей, всматриваться в их лица, а то и пользоваться кнопкой перемотки назад.
Фильмов о психиатрической клинике и войне пациентов с их лечащими врачами снято много. «Пиджак» ни в коей мере не соревнуется с такими признанными авторитетами, как «Пролетая над гнездом кукушки», «Пробуждение» и даже недавний «Остров проклятых». Ни в таких вопросах как бунт личности перед системой, ни в показе нетрадиционных методик. Однако атмосфера фильма, в своей оторванности от всего окружающего мира, погруженности в личный мир героев, вышеозначенным фильмам, пожалуй, не уступает. Ну а если сюда прибавить и временные парадоксы, неизбежно возникающие, при путешествиях во времени (мнимых или настоящих?), просмотр становится еще увлекательнее.
Радуют и мастерски исполненные роли, кроме упомянутого Броуди, довольно неплохо сыграла и Кира Найтли, воплотив на экране два абсолютно разных образа, ветеран кино Крис Кристоферсон тоже впечатления не портит, сумев изобразить своего персонажа вовсе не садистом, как может показаться из описания фильма, а практикующем, непрестанно ищущим новые пути лечения ученым. Особенно порадовал в этом фильме Дэниэл Крэйг, сыгравший веселого и несколько загадочного душевнобольного, друга Старкса.
Пожалуй, причины, особенно подробно разбирать фильм, нет. Иначе неминуемо придется выдать развязку фильма, ведь, повторюсь, все в фильме сплетено в довольно тугой комок и зритель должен этот клубок размотать и добраться до финала самостоятельно. А он, к слову довольно неожиданный, для лент подобного рода.