Сначала немного занудства.
Каждый зритель со стажем постоянно сталкивается с необходимостью смирения. Смирения с тем, что его любимых персонажей периодически играют разные актёры. Первая стадия - непринятие - почти всегда приходит и заставляет ругаться на мисскастинг. Спустя фильм такое обычно заканчивается - но на стадии роликов перед первым фильмом такая реакция наступает в 80-90 процентах случаев. Из последних исключений, понравившихся всем или почти всем, вспоминается лишь Холлэнд. При этом жанр не особенно важен - будь то эпизодический персонаж сериала вроде рекастнутого из-за непомерного финансового аппетита Эда Скрейна (Первый Даарио Нахарис из "Игры Престолов"), герой на все времена (Дэниэл Крейг, 2006) или популярный антагонист - Хиту Леджеру доставалось на стадии первых роликов (помню, как будучи ещё школьницей, я сама ругалась в 2008 году на его непохожесть на Никлсона - впрочем, весь скептицизм развеялся, едва Джокер появился на экране), Джареду Лето доставалась и достаётся до сих пор, Хоакина Феникса пока (на стадии тех же трейлеров) тоже отнюдь не все воспринимают благосклонно. И, конечно, никто не подвергается перезапускам чаще, чем герои комиксов - особенно здесь выделяется трио самых популярных героев на свете - Человек-паук, Бэтмен и Супермен. С учётом разных сериалов только в двадцать первом веке каждого из героев можно было увидеть более чем в пяти разных исполнениях.
Самая долгоживущая кинокомикс-франшиза в истории - девятнадцать лет - в смысле рекастов является исключением - их нет. Каждый из новой, молодой команды, является именно что ранней версией себя предыдущего - их разделяют десятки лет. Можем ли мы поверить, что Ксавье Джеймса Макэвоя лет через сорок станет героем Патрика Стюарта, а Мистик Дженифер Лоуренс - героиней Ребекки Ромин (если, конечно, убрать несостыковки в таймлайнах, которых в Х-вселенной больше, чем крыс в "A Plague Tale: Innocence")? Да, можем. Тем не менее, перед "Первым классом" сильно доставалось и Макэвою, и Фассбендеру, и Лоуренс - но те, как главные герои фильма, смогли своими образами и игрой убедить привередливых фанатов в своих новых образах. А вот "Апокалипсис" был, во-первых, одним из слабейших фильмов (если не самым слабым вообще), а во-вторых, новый молодняк там просто не имел времени, чтобы кого-то в чём-то убедить. Заглавной героине нового фильма Софи Тёрнер дали ровно две запоминающихся тридцатисекундных сцены - с, собственно, зарождающимся Фениксом и с освобождением Джекмана, который, понятно, перетянул там всё одеяло на себя. У Шеридана, Смита-МакФи и Шипп не было даже таких.
Так что давайте сойдёмся на следующем:
1. Рекаст разных актёров на роли одних и тех же персонажей с течением времени - неотъемлемая часть кинематографа и с ней нужно просто смириться. Или же заречься ходить на римейки, приквелы и поздние сиквелы вообще.
2. Новый молодняк в "Апокалипсисе" не мог разочаровать, потому что у него не было для этого возможности. Там разочаровывающим было другое - сюжет, сценарий, сам Апокалипсис и его Всадники, двое из которых были просто слабы. Псайлок и Ангел - сильнейшие мутанты, как же, ага. И вообще, единственное, что хорошего было в том фильме - это Ивэн Питерс под "Sweet Dreams" и камео Джекмана - всё.
А теперь, если вы ещё не уснули, перейдём непосредственно к "Тёмному Фениксу". И первое, что вам нужно уяснить - забудьте про Апокалипсиса. Не только его персонажа, но и про то, как он откинулся. Феникс ещё не появился, а то, что вы видели... а давайте это будет предсмертное видение самого Апока, немножко умеющего заглядывать в будущее? Короче, смиритесь с тем, что Джинн Грей с Фениксом не сталкивалась. Логика в таймлайнах повествования разладилась ещё с ДМБ, едва ли финальная часть Саги о мутантах должна заниматься тем, что латать дыры, которые залатать невозможно. Она просто пытается достойно попрощаться со зрителями - и получилось местами.
По факту, "Тёмный Феникс" это сольник Джинн - в той мере, в которой "Первый Мститель 3" это сольник Роджерса. Её путь во многом схож с недавней историей героя Тома Харди - по сути Феникс её симбиот, стремительно захватывающий её разум и дарящий удивительные способности, делающие её самым могущественным существом на земле. И если героиня Фамке в одночасье стала просто злой потому, что в фильме с таким названием кто-то должен был убивать мутантов пачками, то Джинн Софи пытается бороться с демоном внутри вплоть до конца фильма. То есть тогда как в "Последней битве" мы не могли поверить, что Джинн можно вытащить на свет, в "Тёмном Фениксе" в это веришь - даже когда Грей сжигает все мосты, послав всех к чёрту и делая что дурная птичья голова возжелает. И главная интрига фильма заключается не в том, кто остановит Грей (Логана-то и нет), а в том, к чему в финале придёт сама медиум.
При этом этот фильм не имеет ничего общего с "Последней битвой" в смысле сюжета - вообще. Даже те сцены, которые, как казалось по роликам, позаимствованы оттуда, оказываются фальшивкой - и действо в них идёт по совершенно другому пути.
"Тёмный Феникс" - это фильм-прощание, уже третье прощание чего-то долгоиграющего за последний месяц. Сначала был ситком "Теория Большого Взрыва", затем "Игра Престолов" и вот теперь настал черёд Х-вселенной. Фильм из-за этого трясёт - он изо всех сил пытается понравиться всем. И отдать дань феминизму (шутки от Мистик про "женщин Икс" за 300), и ублажить фанатов, цитируя сами известные и душещипательные моменты франчайза, и дать хорошего визуала, и более-менее закрыть арки всех героев. Только вот он выбрал для этого очень странную дорогу - фильм внезапно решил перед финальным актом круто менять характеры части героев, на пустом месте добавив Чарльзу тщеславие и выстроив на этой почве конфликт между ним и его последователями. Зачем тратить на этот конфликт хронометраж фильма? Вопросы, как всегда, к сценаристам. Но тратить время и так недотягивающего до двух часов финала на это, как по мне, не самое рациональное распределение хронометража.
По персонажам и актёрам тоже всё неоднозначно. Если Софи Тёрнер, понимая, что на роли Сансы больше не построить карьеру, пашет на съёмочной площадке как лошадь, то выдавая каскад эмоций, то включая фирменную Королеву Севера, МакЭвой просто не умеет играть вполноги, Саммер Фонтана (юная Грей) просто мимишная веснушчатая очаровашка, а Холт - умница, то с другими всё хуже. Дженифер Лоуренс откровенно устала от Роув и не старается, Шеридана не видно за его лазером, Фассбендера в четвёртый раз за четыре фильма протаскивают через одну и ту же арку "хороший-плохой", Шипп и Питерса мало, а Чистейн... С Чистейн всё сложно. Дело в том, что она играет персонажа с таким надменным лицом, что приходит на ум интересная мысль, что её роль отлично подошла бы... Софи Тёрнер, не играй она уже Джинн. Джесс - прекрасная актриса с изумительным портфолио, и приглашение её в проект ради такой роли ничем не оправдано. Чтобы играть булыжник, обладатель Глобуса и дважды номинант на Оскар не нужен.
Зато "Тёмный Феникс" может похвастаться тем, что все двести миллионов явно были спущены на самого Феникса. Софи в огненной ипостаси выглядит изумительно - здесь IMAX начинает отрабатывать потраченные на него деньги, а вскоре после премьеры фильма Интернет запестрит миллионами аватарок и скринов с рабочего стола с пламенной леди. А ещё он представляет самый долгий бой в истории кинофранчайза - почти двадцать минут резни в поезде даже не с чем сравнить. Опасения, что Софи просто в финале аннигилирует всех и вся не оправдались - и битва, в которой каждый играет важную роль и никто не является тумбочкой, всё-таки состоялась. Действительно "последняя" битва (если мы не дождёмся однажды "Новых Мутантов", конечно).
В самом финале кино не выдерживает взваленную на него слиянием Фокс и Дисней ответственность - и всё-таки уходит в глубокую ностальгию, с шахматами, каноничным названием школы для одарённых подростков и огненным росчерком в небе. Росчерком надежды, что полюбившееся нам герои через несколько лет вернутся - после рекаста, став "быстрее, выше, сильнее" и продолжат радовать фанатом Х-Вселенной.
Прощайте, Х-мены. У вас не всегда всё получалось, и вместе с изумительным Логаном нам будут горчить первые две части "Росомахи". Вместе с волшебным ДМБ и ламповым "Первым классом" будет маячить синим нелепым пятном Апокалипсис. Вместе с перегнавшими своё время первыми двумя фильмами будет портить послевкусие от них третий.
"Тёмный Феникс" вышел средним по всем параметрам, сменяя провальные сцены восхитительными и наоборот - но главное он сделать сумел. Он сумел сказать"прощай" так, что мы всё-таки будем скучать. А это, на фоне тех же "Престолов" - уже достижение.
А я остаюсь в пустом зале, грустно ожидая последней послетитровой сцены, которой не будет.
С любовью, Кэсси.
P.S. Новой эпической сцены с Ртутью нет, если вы купили билет в кино только ради неё - бегите сдавайте его обратно.