Что ж, друзья, очень быстро пролетел первый месяц сезона летних блокбастеров. Май этого года традиционно получился настолько насыщенным на различные интересные премьеры, что кинотеатры просто не успевали продохнуть от наплыва зрителей. Уверен, что многие кинолюбители в минувший месяц неоднократно баловали себя походами в кино, и автор этих срок тоже не исключение. И сейчас я бы хотел поделиться с вами небольшими промежуточными итогами. За месяц май я побывал на трёх самых ожидаемых, лично для меня, премьерах ("Мстители: Финал", "Джон Уик 3" и, собственно, фильм, которому будет посвящён этот текст). И, признаюсь честно, каждый раз я выходил из кинозала с некоторой неудовлетворённостью, с ощущением, что мне чего-то не хватило, что, вроде, всё и не плохо, но всё же могло быть намного лучше. Может, я стал слишком требователен и придирчив? Может быть, голливудские гегемоны уже настолько избаловали меня высоким качеством выпускаемых фильмов, что я просто начал принимать это как должное, и каждый раз, покупая очередной билет на сеанс, я ошибочно завышаю ожидания (не даром же говорят, что к хорошему быстро привыкаешь)? Вопросы, конечно, риторические. Тем не менее, после просмотра "Годзиллы: Король монстров" я вновь покинул зал с вышеописанными чувствами.
Итак, если кто-то не в курсе "Годзилла 2"- третий фильм, входящий во вселенную больших монстров, которую развивает студия "Warner Brothers". В 2014-ом году зрителям была представлена первая картина о Годзилле, а спустя два года вышел фильм о Конге. И вот теперь до больших экранов добралась вторая лента о гигантской рептилии. Следующим фильмом должен стать кроссовер, в котором планируется стравить двух этих популярных чудовищ друг с другом. А по сему выходит, что сиквел должен стать для Годзиллы своего рода разогревом перед боем с ещё более серьёзным противником. И вторая часть наглядно показала, что сам большой ящер готов к этой схватке, но вот те, кто занимались её созданием- едва ли...
Главная проблема сиквела "Годзиллы", как это не банально, кроется в сценарии. Увы, но люди, отвечавшие за его написание, так и не сумели найти баланс между лирикой и экшеном. В итоге получилось, что разные целомудренные научные теории, совершенно не цепляющие семейные драмы, заговоры и прочие, не всегда понятные, человеческие перипетии, значительно превалируют над количеством сцен с участием самого Годзиллы. Если представить в процентном соотношении, то на долю динозавроподобного ящера и прочих доисторических существ пришлось от силы процентов сорок всего экранного времени, тогда как остальные шестьдесят больше напоминают какой-то псевдодокументальный фильм с элементами драмы. Просмотр "Годзиллы 2" похож на эстафетный забег, в котором главная задача зрителя- терпеливо преодолевать дистанции между появлениями монстров на экране, поскольку, в те промежутки, когда никого из верзил в кадре нет, просмотр картины превращается в откровенно скучное дело.
Как ни печально, но создатели продолжения точь-в-точь повторили ошибки другого относительно недавнего сиквела в схожем жанре- "Тихоокеанского рубежа 2". Им удалось создать завораживающих своими размерами прекрасных чудовищ, снять их эпичные поединки, которые просто вдавливают в кресло с широко раскрытым ртом, но при этом превратив в сплошной вынос мозга всё остальное. Главный недостаток "Годзиллы 2" в том, что его кураторы изо всех сил пытаются добавить ему какой-то нарочитой серьёзности, какой-то трагичности, которая в данном случае не работает от слова совсем. Они как будто не понимают, что сколько эту историю не драматизируй, сколько не пытайся сделать её более приземлённой- всё равно все будут воспринимать её, в первую очередь, как "поп-корн муви". Так почему бы не дать фильму раскрыться в этой ипостаси в полной мере?
Да, Годзилла и прочие доисторические обитатели нашей планеты действительно получились очень мощными. От одного лишь их появления на экране дух захватывает. И ведь на этот раз чудищ стало в разы больше. Годзилла оказался далеко не единственным древним хищником, живущим на Земле. Но, если число огромных чудищ возросло, то количество разрушительных сражений между ними, увы, так и осталось на уровне первой части. Показав столько удивительных существ, создатели ухитрились уделить им так мало времени и почти ничего о них не рассказать. Нонсенс! Да и в том малом количестве экшен-сцен, что есть, люди зачастую перетягивают одеяло на себя. Режиссёр Майкл Догерти, в чьём активе имеется очень интересный по задумке триллер "Крампус", потенциал которого он, правда, полностью раскрыть так и не сумел, напоминает неопытного водителя, севшего за руль гоночного болида: как только действие начинает увлекать и набирать обороты, он резко бьёт по тормозам, не давая ему разогнаться на полную. В моменты зрелищных битв между монстрами Догерти то и дело переводит камеру на группу людей, находящихся рядом с эпицентром действия, или же на что-то ещё, отчего ощущение масштабности происходящего быстро проходит. Не могу сказать, что техническая сторона фильма как-то сильно хромает. Напротив- визуальные эффекты в фильме очень даже впечатляющие, да и музыкальное сопровождение хорошо вписывается в атмосферу ленты. Но вот изъяны в режиссёрской работе бросаются в глаза отчётливо. Тем не менее, даже не в полной мере раскрывшиеся (в первую очередь по вине создателей) "Титаны" всё равно стали лучшей частью фильма. Все два с лишним часа Годзилла и остальные кай-дзю исключительно на своих плечах, крыльях и прочих частях тела вытаскивают фильм на уровень смотрибельного.
Что же до человеческого рода, то тут далеко не так всё гладко. А поскольку именно его представителям сценаристы предпочли отдать большую часть экранного времени, то эта ставка себя не оправдывает, превращая нелепые людские антиутопии и зачастую непоследовательные нелогичные действия в хроническую проблему всей картины. Из всей плеяды актёров хоть что-то положительное можно сказать лишь о юной Милли Бобби Браун, которая действительно старается, а её героиня больше всего заслуживает сопереживания, и о Кене Ватанабе, чей персонаж в сиквеле достиг своего кульминационного момента. Кайл Чандлер и Вера Фармига крайне натужно разыгрывают семейную драму, которая на фоне происходящих событий ну никак не работает. Параллельно героиня Фармиги устраивает какие-то безумные заговоры, впоследствии терзая себя мыслями о том, правильно ли она поступила. К сожалению, её козни также совершенно не трогают. Все эти хитросплетения, семейные неурядицы, заумные научные теории (коими фильм слишком переполнен)- это просто мелочи, которые забываются, как только на экране начинает что-то происходить. И этим мелочам уделяется неприлично много времени, отчего фильм сильно страдает. Единственный положительный момент- то, что в нудных речах учёных периодически мелькают отсылки к Острову Черепа и его хозяину.
Думаю, исходя из всего вышесказанного, я могу дать объяснение, почему же после просмотра "Годзиллы 2" я покинул зал в большей мере в расстроенных чувствах. Мне не понравился подход создателей к этой истории. Они решили сделать фильм слишком серьёзным, более "реалистичным". Но они забыли, что мы, зрители, любим такие фильмы совсем не за это. На картины вроде "Годзиллы" люди идут как раз для того, чтобы ненадолго оторваться от реальности, увидеть невероятные поединки огромных монстров и их разрушительные последствия, ощутить всю ничтожность людей перед этим созданиями. Ведь не даром мы раз за разом прощаем кинематографистам временами хромающую логику и зачастую полное игнорирование всех мыслимых законов физики и продолжаем исправно нести свои деньги в кинотеатры- очень многое можно простить за те моменты, что пробуждают где-то в глубине нашей души маленького удивлённого ребёнка. К сожалению, "Король монстров" внутри меня этого ребёнка так и не пробудил...