Начиная с начала двухтысячных годов, мир потихоньку начало завоевывать кино по мотивам комиксов на любой вкус и цвет, накатив разноцветным цунами, каждый раз собирая все больше и больше денег. К середине двухтысячных (особенно, начиная с 2008-2010 гг.) эта «пёстрая волна» начала приобретать размеры девятого вала, потихоньку захлестывая кинобизнес выпусками оных фильмов по пять-шесть штук в год. Казалось бы, самое время снять фильм в гротескной форме со стёбом на все уже существующие кинокомиксы. И казалось, видимо, не зря, потому что на «фабрике грез» сего фантома поймали за его несуществующий хвост, нарекли «Мститель» (в отечественной «локализации», но на самом деле он «Spirit» - Дух), взяв за его основу тоже комикс, написанный Уиллом Айзнером, и запустили в производство. Доверили режиссировать сей опус Фрэнку Миллеру, который к этому моменту уже имел небольшой опыт работы с перенесением комиксов на экран, а именно был сорежиссером и сценаристом одного из довольно-таки не плохих фильмов по комиксам - «Город грехов». Во что этот фантом трансформировался (а может так и остался фантомом), сейчас попробую описать.
Итак, очень краткое изложение сюжета (заодно и будущий «костяк» фантома): некий Денни Кольт (Гэбриел Махт), берет имя Мститель (Дух) и, надев на себя маску, начинает сражаться с преступностью в своем городе, который является, по его словам, его самой главной и большой любовью в жизни, естественно, после красивых женщин. Женщин, к слову, очень много, но они почти все скучные. Определенное время наш Дух преуспевает на своем нелегком поприще геройства, но у героя в маске не появиться противоположности никак не могло, а по сему, мы имеем в канве сюжета Сэмюэля Л. Джексона в образе некоего чудаковато-страшного (или наоборот) Спрута, мотивы которого... а шут с ними, с мотивами. Их попросту нет, отчего дальнейшее описание сюжета сводится к стандартной фразе: «сражение хорошего парня с плохим парнем, который плохой, потому что плохой и хочет силы/денег/мировой славы/мирового господства/можно всё ранее перечисленное вместе». Если резюмировать вышеописанный минимум: в этом фильме есть стандартная завязка с противостоянием положительного и отрицательного героев, которое намеренно преподнесено в гротескном виде и, вроде как, со стёбом. Но очень большая проблема и жирный минус в том, что гротеска слишком много, а стёба слишком мало, что по большей части весь фильм вместо смеха или хотя бы улыбки (за исключением пары-тройки моментов) вызывало, лично у меня, реакцию «рука-лицо». Не найдена, на мой взгляд, та золотая середина, которая бы заставила смотреть «Мстителя» с интересом и/или смехом, как это смогли сделать, например, в «Солдатах неудачи» или «Горячих головах». Поэтому мне кажется, что постановка стандартного не без огрехов сюжета Фрэнку Миллеру всё же не удалась. Хотя попытка сделать из имеющего материала что-то интересное, создать интригу возникновения Мстителя, как супергероя до середины фильма всё же была. Были поставлены интересные вопросы: почему этот некий Денни Кольт надел маску и стал Мстителем, откуда он взялся, где приобрел или не приобрел свои сверх способности? Но то, как были даны на все эти вопросы ответы, оставляет желать лучшего. В результате чего костяк пойманного за хвост фантома получился неубедительным и рассыпающимся в прах при первом дуновении ветерка (хотя, на то он и фантом).
Что же, постановка слабовата, так может фильм вытянут персонажи, которые могли бы стать «мясцом» на «костяке» фантома? Ну, посмотрим.
Кратко о персонажах:
1. Сам Мститель - в прошлом полицейский, предыстория которого четко и понятно обрисована, в том числе в заключительной части фильма. Является помесью Ворона и Тени, но только раны его заживают более медленно и вместо красного «намордника» мы имеем кислотно красный галстук. Харизмы и шарма вышеуказанных персонажей Мстителю очень сильно не достает, от чего он смотрится жалкой карикатурой, в том числе на оных, а не гротескным стёбом, коим его хотелось бы видеть. Характер: слишком самонадеянный, любит город, женщин и кошек, женат/не женат, большим умом не наделен, но зачатки дедукции имеются, других ярких примет нет.
2. Спрут – это Сэмюэль Л. Джексон, больше описывать нечего. Хотя нет – похоже, что Спрут любит ролевые игры… всё.
3. С женскими персонажами дела обстоят интереснее, но только в плане внешности. Мужчинам кем полюбоваться будет. Главных женских персонажей играют Скарлетт Йоханнсон, Ева Мендес, Сара Полсон, на «побочных» останавливаться не будем. Характер у всех, кроме Скарлетт (о ней отдельно) примерно один, с небольшими различиями: любят Мстителя, наделены немного большим умом, чем главный герой, смелые, имен не помню. По большей части весь фильм играют мебель.
4. На Скарлетт Йохансон, как и обещала, останавливаюсь отдельно, ибо её персонаж – Шелковая нить - единственный кто, хотя бы короткий период, является своего рода темной лошадкой. Характер: хладнокровна, умна, коварна, не замужем. И, опять же, больше писать об этой даме нечего. Хотя, она не мебель. Если бы сценаристы не поленились немного поработать над персонажем, добавить мотивацию, то из неё бы вышел отличный антагонист, желательно вместо Спрута.
Подводя итог по персонажам, картина тоже вырисовывается не очень интересная: неплохо прорисованный (хотя это утверждение тоже спорно), но далеко не самый удачный, характер главного героя, являющегося жалкой «сборной солянкой» из своих собратьев по комиксам; абсолютно нераскрытый оппонент главного героя и куча красивых женщин вместо мебели. В общем, с «мясцом» у фантома тоже не задалось и свои хрупкие «костяшки» ему прикрыть особо нечем.
Остается у нас картинка, поданная в стилистике «Города грехов», которая должна была служить фантому «кожей». Однако, режиссёр Фрэнк Миллер – не Квентин Тарантино и даже не Роберт Родригес, оператору Биллу Поупу до Роберта Родригеса в качестве оператора тоже, видимо, далеко, поэтому визуальная часть картины путевой тоже не получилась, уж чересчур она во многих местах «мультяшно» выглядит. Хотя, может быть здесь виноваты граждане, отвечавшие за спецэффекты, но это не точно.
Вывод: фантом так и остался фантомом. На мой взгляд, вместо гротескно-стёбного привидения в темных тонах, завернутого в твердую оболочку, мы получили блёклое чудовище, рассыпающееся на ходу и удушаемое собственным галстуком кислотно красного цвета, слившимся к концу фильма в полной гармонии с цветом его вымученных затухающих глаз.