Кинокомикс как жанр вот уже несколько лет как прочно занял свою нишу в сердцах зрителей и кинокритиков, подтверждая это многомиллиоными кассовыми сборами от первых и восторженными (и не очень) отзывами от вторых. При этом данные фильмы умудряются демонстрировать какое-никакое, но разнообразие – нуарный «Темный рыцарь» Кристофера Нолана, бесшабашные «Стражи Галактики», жесткий «Логан» и так далее. Каждый фильм имеет свою «фишку», свой посыл, однако каждый зритель, идущий на сеанс любого кино о супергероях, ожидает увидеть в первую очередь качественный продукт, а именно увлекательный сюжет, нетривиального главного героя, качественно поставленный экшен и отличные спецэффекты. К сожалению, время от времени ожидания не оправдываются, и на головы несчастных кинолюбов обрушиваются ушаты холодной воды разочарования. На этой радостной ноте я перехожу к разбору фильма, который лично я очень ждала и который меня, как следствие, несказанно расстроил – «Шазам!».
Как и все супергеройские ориджины основная сюжетная линия представляет собой историю о становлении супергероя, в данном случае, Билли Бэтсона, четырнадцатилетнего подростка, по воле нелепого случая потерявшего в детстве свою мать, а теперь вынужденного жить в приемных семьях, из которых он, правда, сбегает с завидным постоянством. В один из особо удачных дней, волшебник Шазам переносит главного героя, которого он считает «достойным», на Скалу Вечности (читайте – супергеройское логово), где передает имеющуюся у него волшебную силу вместе со своим именем. Теперь Билли - накачанный слегка-за-тридцатилетний мужик, который, помимо переданных ему способностей, может превращаться обратно в подростка с помощью кричалки «Шазам!».
Главная проблема кроется как раз в сюжете данной ленты, и речь даже не о простоте его изложения в духе «обучение – первая схватка со злодеем (неудачная) – совершенствование/осознание – финальная схватка (удачная) – хеппи энд и задел на продолжение», а в полном отсутствии его логического развития. Это можно заметить, в частности, на примере становления Билли настоящим супергероем и обретения им настоящей (хоть и приемной) семьи. В начале Билли представляется закоренелым эгоистом – он плюет с высокой колокольни на чувства приемных матери и отца, отказывается налаживать отношения с новыми братьями и сестрами, не участвует в семейных традициях и даже решается на кражу вещи, которая дорога его брату-инвалиду Фредди. Да и после главный герой использует новоприобретённые силы исключительно для своего удовольствия – покупает пиво, ходит в джентльменский клуб, потрошит банкомат, устраивает свето-музыкальные представления для зевак за деньги, крушит имущество школьных задир и так далее. Разумеется, в конце он осознает неправильность своего раннего поведения, становится настоящим героем, охраняющим мир от поползновений зла, и параллельно обретает настоящее счастье в объятиях членов своей семьи. Но вот проблема, данное превращение не может произойти ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО по щелчку пальцев сценариста, в сюжет должен быть вписан определенный «триггер», меняющий мировоззрение персонажа, достаточно сильный, чтобы заставить «плохиша» стать «хорошим парнем» (изначально «хорошим парням» вроде Супермена или Капитана Америки он, конечно же, не нужен). Рассмотрим же данный инструмент на примере истории гения, миллиардера, плейбоя и филантропа Тони Старка/Железного человека. Его «триггер» - это плен у террористов, травматический опыт, в ходе которого открылось, что тысячи невинных людей ежедневно гибнут от произведенного им оружия. Именно после этих событий он приступает к созданию своего железного костюма, так как уже не может вернуться к прежней беззаботной жизни после всего увиденного. Проблема же фильма «Шазам!» в том, что у главного героя такой «триггер» отсутствует начисто. Почему Билли начинает испытывать теплые чувства к членам своей приемной семьи? Ведь раньше его воротило от всех этих семейных ужинов, приставучей сестренки, нравоучений приемной матери, да и кроме Фредди он ни с кем из них толком не общался. Факт, что он оказался не нужен своей родной матери? Так вроде отказ в любви от одного человека не является причиной автоматического появления любви к другому (причем малознакомому). А в связи с чем Билли решает, что спасение людей – это его главная миссия как супергероя, а не вовсе не вытрясывание с них денег? Потому что Фредди ему так сказал? Или потому что главный злодей начал его преследовать? Представленных в фильме факторов, возможно, достаточно для того, чтобы Билли прекратил злоупотреблять своими силами, но чтобы стать героем - нет. И не надо делать скидку на то, что главный герой является подростком – правила превращения «гусеницы в бабочку» едины для всех.
К слову о злодее. Над его мотивацией поработали чуть больше, чем над мотивацией главного героя, но, к сожалению, при этом забыли добавить харизму Марку Стронгу. Серьезно, при самых ключевых моментах (например, сцена в кабинете его отца) его лицо не выражает НИЧЕГО. Но все же это попытка, и я даже могу оценить ее как плюс данного фильма, принимая во внимание неплохую химию с Закари Ливаем, а также с учетом игры остального каста. Потому как актеры на второстепенных ролях переигрывают капитально. И если к актеру, исполнившему роль Фредди, постепенно привыкаешь, а другие приемные сиблинги, которых взяли по расовой квоте, говорят по минимуму, то актерская игра Грейс Фултон (старшая приемная сестра Билли) – это какой-то испанский стыд. Детям-актерам многое еще можно простить, то взрослой девице, претендующей на звание актрисы и откровенно занимающей место более талантливого человека, никакой скидки быть не может. Равно как и актерам, исполнившим роли повзрослевших версий этих детей, и благодаря которым финальная схватка превратилась в полнейшую гипертрофированную клоунаду.
Единственный, кого я могу похвалить безо всяких «но», так это Закари Ливай. Он идеально подошел на роль альтер-эго Билли Бэтсона, поначалу его ужимки кажутся ужасно наигранными, но с течением хронометража он становится более естественным, и ему веришь все больше. Браво, DC, отличное попадание! Не могу сказать, что его шутки всегда были уместны (временами отчетливо ощущался синдром фильма «Тор: Рагнарек»), но на этот недочет можно закрыть глаза.
На что глаза, к величайшему сожалению, закрыть ну никак не получается, так это на ужасную низкопробную графику. «Грехи» напоминают монстров из фильма «Скуби-Ду» 2002 года и реализованы на том же уровне, в сценах тренировок (проверок способностей) Билли «задники» выглядят просто кошмарно (кто-то жаловался на данную сцену в трейлерах? забудьте, в фильме все выглядит еще печальней), сцены полета вообще упоминать не хочется. При этом я понимаю, что бюджет фильма был сильно ограничен, но это не повод выдавать такую халтуру. Я не специалист, но, памятуя проблемы с графикой, которые имелись в прошлых фильмах киновселенной DC, я не совсем уверена, что проблема по данной части кроется лишь в небольшом бюджете. В конце концов, можно было бы не тратить деньги на прорисовку «грехов» (с учетом которых, кстати, фильму присвоили каким-то непостижимым образом рейтинг 12+), а оставить их, например, в виде дыма и зловещих голосов, фильм не потерял бы от этого ровным счетом ничего.
«Шазам!» - это черновик полноценного супергеройского ориджина, на гигантские логические дыры в сюжете и косяки с графикой которого создатели фильма решили махнуть рукой со слоганом «И так сойдет!», замаскировав все под сказочку для детворы всех возрастов и их родителей и добавив криво вписанную мораль о большой и счастливой семье. К сожалению, жертвой данной профанации пал и сам интереснейший концепт Шазама как отдельного супергероя, растоптав, к тому же, его уникальность финальным твистом уже в конце первого фильма. В связи с этим возникает закономерный вопрос: а нужен ли был киновселенной DC данный супергерой?